Что такое спам и как с ним бороться?
Что такое спам и как с ним бороться?
10 мая 2015 - 19:14
Что такое спам и как с ним бороться? 10 мая 2015 - 19:14
Ирина Шапар

 

«Газета» выяснила, как защитить себя от надоедливых рекламных SMS 

Пожалуй, каждый владелец мобильного телефона хотя бы однажды сталкивался с рекламными сообщениями. В них нам настойчиво предлагают воспользоваться услугами такси, исцелиться от всех мыслимых и немыслимых недугов или купить бегемота, приученного к лотку… Фантазии недобросовестным рекламщикам не занимать, как, впрочем, и бестактности. Когда подобные призывы поступают раз в неделю, на них можно закрыть глаза, но когда спам сыплется изо дня в день (и, как правило, в самое неподходящее время), это начинает здорово раздражать.

Оператор – не помощник?..

В законе есть строгий запрет на любую рекламную SMS-рассылку без согласия абонента. Чаще всего такое согласие распространители рекламы получают при оформлении дисконтных, клубных или бонусных карт. В таком случае вы можете запросто отказаться от дальнейших рекламных сообщений. Для этого хватает одного телефонного звонка. Пожалуй, обратиться к распространителю рекламы напрямую – это самый быстрый и действенный способ избавиться от надоедливых рекламных SMS. Но если спам приходит по несколько раз в день да к тому же с разных номеров, такой вариант не подходит. Что же делать?

Прежде всего, письменно обратитесь к вашему мобильному оператору с просьбой прекратить рассылку рекламных сообщений. Сделать это можно двумя способами. Первый – по почте с уведомлением о вручении. Второй – лично передать в офисе представителю компании. При этом следует составить обращение в двух экземплярах. Один вы отдадите, другой – оставите у себя, поставив на нём отметку о входящем номере или подпись должностного лица и дату принятия обращения.

Впрочем, рассчитывать на благосклонность и помощь оператора особо не стоит. Во всяком случае, наше обращение к представителю МТС-Россия оказалось неутешительным: его сотрудница, представившаяся Татьяной, предложила разбираться со спамерами самостоятельно:

– Если под спамом подразумеваются какие-то информационные предложения от нашей компании, можно установить запрет на получение таких SMS. Если речь идёт о каких-то такси, магазинах и тому подобное, запретов никаких, к сожалению, нет. Надо их или в чёрный список вносить, или обращаться в эти организации и просить, чтобы они убрали ваш номер из своей базы рассылки.

Выходим на тропу войны 

Если напрямую связаться с распространителем рекламы не удалось, а оператор бездействует, смело пишите заявление в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Именно это ведомство контролирует соблюдение законодательства о рекламе и наказывает спамеров рублём. Кстати, штрафы за SMS-спам немалые, они могут достигать 500 тысяч рублей.

В своём заявлении в ФАС кратко опишите ситуацию, сообщив период поступления спама, все известные вам сведения о рекламораспространителе и рекламодателе, а также номера телефонов, на который поступала и с которого направлялась реклама. Кроме того, в заявлении необходимо описать ваши попытки договориться с отправителем рекламы. Не забудьте и изложить свои требования, например, «провести проверку организатора рассылки на предмет нарушения действующего законодательства РФ». Ну а для полного комплекта потребуйте «в случае обнаружения подобного рода нарушений привлечь к ответственности винов­ных лиц».

К заявлению необходимо приложить фотографию рекламных сообщений, копию договора с оператором на оказание услуг мобильной связи и копию вашего обращения к оператору с приложением доказательства его получения (таковым может стать отметка о принятии или почтовое уведомление о доставке).

Получите у своего оператора детализацию выписки по абонентскому номеру. Она станет доказательством того, что на ваш номер приходили рекламные SMS. При этом информация о поступлении на ваш телефон любых SMS является тайной связи, а значит, потребуется ваше согласие на получение доступа антимонопольного органа к сведениям о ваших сообщениях. Образец есть на сайте ФАС.

Что ж, чтобы правильно составить обращение, придётся немного потрудиться, но наградой за хлопоты станет долгожданное спокойствие.

В тему

Око за око 

Занимательная история произошла с Аланом Ральски, который по праву считается одним из самых плодовитых спамеров во всём мире. Пользователь одного из форумов предложил остроумную идею преподать Ральски урок и наказать его же оружием (то есть спамом). Сказано – сделано: усилиями тысяч энтузиастов Алана подписали на множество рассылок и бесплатных каталогов. Результат не заставил себя ждать: уже через пару недель выведенный из себя тысячами рекламных писем, SMS и электронных посланий Алан жаловался журналистам на «выживших из ума недоброжелателей» и грозил подать на них в суд.

Компетентно

Тимофей Кураев, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю:

Пока к нам обращений о спаме не поступало, но у территориальных органов ФАС соседних регионов опыта в этом достаточно. Как правило, спамом «шалят» рекламораспространители и сотовые операторы. Если это делается без согласия абонента, налицо нарушение законодательства. И если будут поступать такие жалобы, мы, конечно же, будем на них реагировать, ни одну не оставим без внимания. На нашем сайте есть вся контактная информация. Можно отправить жалобу по старинке, то есть на бумаге, а можно – по электронной почте.

Фото: primgazeta.ru