Что делать, если техника сломалась из-за отключения электричества
Что делать, если техника сломалась из-за отключения электричества
15 февраля 2021 - 12:00 Фото: Наталья Сомова
Что делать, если техника сломалась из-за отключения электричества 15 февраля 2021 - 12:00
Мила Шипшинович

Жители некоторых районов Симферополя жалуются на незапланированные отключения света.

Напомним, в ноябре прошлого года с аналогичной проблемой в нашу газету обратились жители улицы Балаклавской (микрорайон Пневматика). По их информации, по непонятной причине в жилфонде и днём, и ночью электричество отключалось по нескольку раз на доли секунды.

Абоненты вполне оправданно опасались того, что сбои способны испортить бытовую технику. ГУП РК «Крымэнерго» сообщило «Крымской газете», что в те дни на подстанции, которая питает Пневматику, были зафиксированы аварийные ситуации из-за повреждения участка кабельной линии во время строительных работ.

Теперь жалобы на энергоснабжение в режиме «светомузыки» поступают с ул. Героев Сталинграда.

– На Героев Сталинграда, 35, в частности и в ближайших домах в течение месяца по 5-7 раз в неделю отключается электричество, напряжение слабое. В «Крымэнерго» говорят, это не их дело, в управляющих компаниях нет специалистов, чтобы это исправить. Значит, полагаю, можно не оплачивать электричество, если услуга не соответствует нормативам? Кто будет нам заменять испорченные электроприборы? – говорит симферополец Алексей Р.

Примечательно, что в официальных сводках по авариям на сетях на сайте «Крымэнерго» этот район с начала месяца не фигурировал.

Традиционно ГУП также публикует графики плановых отключений. В них потребителям рекомендуют отсоединять электроприборы от сети на время отключений, чтобы избежать повреждения техники во время подачи электроэнергии. Но поскольку вдогонку к графикам ГУП, как правило, публикует и их изменения, это сильно путает потребителей.

СТАНДАРТ ОБСЛУЖИВАНИЯ

К слову, отчётная информация о качестве услуг по передаче электрической энергии не обновляется на официальном сайте «Крымэнерго» в одних случаях с 2018 года, в других – с 2019-го. А результаты опроса потребителей для выявления их мнения о качестве обслуживания датируются аж 2018 годом. Наибольшее число жалоб энергетики уже тогда фиксировали именно в категории аварийных отключений электро-энергии. Их было около 40 тысяч.

В мае 2019 года приказом утверждён «Стандарт обслуживания потребителей услуг ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» (в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ
Р 53368-2009 «Обслуживание потребителей электрической и тепловой энергии»).

В ФЗ «Об электроэнергетике» говорится, что поставщики электрической энергии отвечают перед потребителями за их «надлежащее снабжение» электроэнергией.

БРЕМЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Юрист Евгений Поташёв говорит:

– Возместить ущерб, вызванный скачком электричества или серией отключений света, можно в размере рыночной стоимости повреждённой или уничтоженной бытовой техники или электроники. Сгоревшую технику первым делом нужно отнести в сервисный центр, чтобы её проверили и подтвердили, что она сгорела именно из-за скачка напряжения. На месте вы должны получить соответствующее заключение. После этого претензия с требованием о возмещении ущерба и копия заключения должны быть незамедлительно отправлены в адрес организации, которой вы ежемесячно платите за электроэнергию. Если в течение 30 дней после отправки письма вам не дали положительный ответ на претензию – смело обращайтесь в суд.

В 2018 году Верховный суд РФ разъяснил, что делать, если из-за скачков напряжения сломалась домашняя техника. В частности, суд напомнил о положениях Гражданского кодекса, 1095-я статья которого говорит о том, что вред, причинённый гражданам или их имуществу из-за недостатков товара, услуг, работ или недостоверной информации, подлежит возмещению продавцом, изготовителем или тем, кто выполнял работы, услуги. Причём не имеет значения, был ли между ними заключён договор. Эти правила применяются, если товар, услуга или работы «приобретались в потребительских целях», а не для предпринимательства.

Кроме этого, в постановлении пленума Верховного суда РФ (№17 от 28 июня 2012 года), посвящённом спорам о защите прав потребителей, была высказана важная мысль, что «при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце, изготовителе или
импортёре».

Отсюда очень важный для абонентов вывод – бремя доказывания того, что вред имуществу потребителей электроэнергии был причинён не в результате ненадлежащей работы энергетиков, а из-за других причин, лежит… на энергоснабжающей организации.