Четверть крымских школ имеет положительный опыт дистанционной учёбы
Четверть крымских школ имеет положительный опыт дистанционной учёбы
28 апреля 2020 - 14:03
Четверть крымских школ имеет положительный опыт дистанционной учёбы 28 апреля 2020 - 14:03
Дарина Солнцева

Дистанционка в образовании не панацея для учебного процесса, а гаджеты не идеальный инструмент. Так что обычные школьные учебники рано списывать со счетов.

Где у него кнопка?

В связи с эпидемией коронавируса республика перевела школьников и студентов на дистанционное обучение. Дети, родители и педагоги оказались в некоторой растерянности: инструменты дистанционки не до конца обкатаны и не всем доступны даже из-за банального отсутствия компьютеров или доступа к Интернету. А из-за одновременного наплыва учеников на рекомендуемые образовательные платформы последние буквально «захлебнулись». Учителя же вынуждены работать в режиме 24 на 7. При этом, как оказалось, не все владеют компьютерными навыками.

Член Общественной палаты Крыма Анжелика Лучинкина на круглом столе, который прошёл в Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования, справедливо отметила:

– Трудно сказать, у кого сегодня ситуация тяжелее: у медиков, которые продолжают исполнять свою работу в режиме 24 на 7, к которой их готовили, или у педагогов, оказавшихся в момент наступления всеобщего дистанционного обучения в ситуации неопределённости. Ведь на момент начала этой истории не было регламентов взаимодействия между педагогом и учеником, между педагогом и родителем. Но педагоги вышли из этой ситуации! А родители впервые увидели кухню учебного процесса и оказались в ней тоже 24 на 7. Они не готовы быть учителями, не умеют, в связи с этим появляется агрессия.

 

Заправлены в планшеты…

Не удивительно, что некоторые поспешили сделать выводы в соцсетях, что дистанционное образование провалилось. Но собравшиеся за круглым столом представители Общественной палаты Крыма, Министерства образования, учителя и родители с таким вердиктом не согласились. Четверть крымских школ может похвастаться положительным опытом перехода на дистанционный учебный процесс. По информации Минобраза, порядка 25% школ имеют и электронную платформу, и необходимые техсредства, подключены к электронному журналу и электронному дневнику.

– Действительно, сегодня порядка двух тысяч детей не имеют подключения к Интернету. Поскольку это домашнее хозяйство, государство не может помочь за счёт бюджетных средств. Но у нас началось попечительское движение людей, которые хотят оказать помощь и в оснащении техническими средствами обучения. 110 планшетов и ноутбуков уже вручены детям, – говорит министр образования, науки и молодёжи РК Валентина Лаврик.

Она уточнила, что нацпроект «Образование» включает региональный проект «Цифровая образовательная среда». Согласно этому проекту, в 2020 году 102 единицы компьютерной техники должны быть поставлены в школы. В следующем году – 300 и в 2022 году – ещё 167 единиц.

Эксперты сошлись во мнении, что тем не менее компьютер не сможет заменить учителя. Компьютер можно воспринимать лишь как техническое средство – помощь в качественной организации образовательного процесса.

Уверен, что дистанционность процесса не синоним электронности, и ректор КРИППО, зампредседателя Общественной палаты Крыма Александр Рудяков. В то же время Валентина Лаврик напомнила, что в Федеральном законе «Об образовании» обозначено:

– Есть такие средства обучения, как электронное образование и дистанционные образовательные технологии, но нет такого понятия, как «дистанционное обучение». Оно, возможно, будет введено со временем, потому что мы не знаем, что будет в ситуации с пандемией в ближайшем будущем. Мы должны это учитывать, в том числе и при подготовке кадров.

Этому на круглом столе уделили особое внимание. В связи с тем что учебный процесс оказался как на ладони, например, на телевидении были записаны некоторые уроки для школьников, это выявило заметные огрехи в подготовке педагогических кадров.

Председатель Общественной палаты Крыма Григорий Иоффе отметил:

– Нынешняя ситуация высветила одну очень интересную проблему. Учитель приходит в класс, где он один на один с учениками, и все его достижения остаются в классе, и все, к сожалению, недостатки тоже. А нынешняя ситуация всё высветила. Я смотрел несколько уроков на крымском телевидении (в съёмках которых участвовали педагоги. – Ред.) и хотел поставить некоторым двойки.

В резолюцию по итогам обсуждения за круглым столом в КРИППО предложено внести пункты, касающиеся обучения учителей информационным технологиям, а также создание единой крымской информационной платформы образования. Предложено оперативно опросить педагогов и родителей, как усовершенствовать нынешний формат образовательного процесса. Но главный вердикт заседания – не делать фетиш из компьютерных технологий, поскольку дистанционка не отменяет учебника ни при каких обстоятельствах.