Чем занимаются военные железнодорожники Крыма
Чем занимаются военные железнодорожники Крыма
05 августа 2021 - 17:37 Бойцы батальона на объекте. Фото: архив путевого железнодорожного батальона
Чем занимаются военные железнодорожники Крыма 05 августа 2021 - 17:37
Владимир Пасякин

Первые железнодорожные войска в мире были созданы именно в России. Их задачей было поддержание рабочего состояния и охрана ж/д путей, мостов и переездов.

После возвращения Крыма в состав России на полуострове появился отдельный путевой железнодорожный батальон. Мы побеседовали с заместителем комбата – старшим инженером батальона майором Русланом Мельником.

СПРАВКА

6 августа 1851 года император Николай I издал указ, благодаря которому и появились первые российские железнодорожные войска. Их численность в то время достигла 4340 человек.

Эта служба и опасна, и трудна

– Расскажите, пожалуйста, об основных задачах вашего батальона.

– Если говорить о конкретных работах, то уже в 2014 году батальон выполнял задачи по ремонту подъездных путей из вой-сковых частей на станции Мекензиевы горы Крымской железной дороги, которой активно пользуются черноморцы. С задачей успешно справились. В 2015 году батальон выполнил ремонт подъездных путей другой в/ч на станции Леонидовка Куйбышевской железной дороги.

Наши специалисты также осуществляли строительство смотровой площадки на территории межвидового полигона Опук, готовя его к проведению СКШУ «Кавказ-2016». Учение прошло успешно, в чём есть заслуга и нашего батальона.

В 2020 году работали на подъездных путях на станции Евпатория-Товарная Крымской железной дороги. Серьёзный объём работ выполняем и в этом году.

Уже из всего вышеперечисленного (а я рассказал лишь о малой части работ) видно, что специалисты 630-го отдельного путевого железнодорожного батальона постоянно находятся в командировках и трудятся в разных регионах и на разных объектах Южного военного округа. Мы работаем, невзирая на погодные и скромные бытовые условия, порой преодолевая большие трудности и расстояния. Наша работа не для белоручек. Нашим специалистам порой приходится искать неординарные решения, проявлять изобретательность, выдержку, смекалку, показывать высокую профессиональную подготовку. Вы сами понимаете, что отрыв личного состава от мест постоянной дислокации не лучшим образом сказывается на людях. Но другого пути у нас нет. Даже в Крыму нам приходится работать за многие сотни километров от Керчи. И тут нужна особая самодисциплина, самоорганизованность, преданность избранной профессии.

– Какими достижениями батальона особенно гордитесь?

– Мы с гордостью можем сказать, что наш отдельный путевой железнодорожный батальон участвовал в решении поистине государственных задач. В 2017 году 39-я отдельная железнодорожная бригада, в составе которой мы находимся, провела работы по строительству нового участка железной дороги, пролегающего в обход территории Украины, за что в августе 2017 года была награждена орденом Жукова. Примечательно, что орден на знамя соединения закрепил лично министр обороны РФ Герой России генерал армии Сергей Шойгу.

Мы постоянно занимаемся восстановлением железнодорожного полотна, работаем и на других объектах, в том числе участвовали в строительстве Крымского моста. Принимаем также участие в командно-штабных учениях войск Южного военного округа.

Батальон постоянно взаимодействует с разными воинскими формированиями Черноморского флота и Южного военного округа, мы работаем в их интересах, обеспечивая постоянную боевую готовность, мобильность, снабжение.

Военные железнодорожники строят, восстанавливают и технически прикрывают участки железных
дорог. Фото: function.mil.ru

– Товарищ майор, как батальон обосновался на сравнительно новом месте?

– На новом месте мы уже хорошо обосновались. Построены новая казарма, столовая, баня, клуб. Условия вполне комфортные. Другое дело, что нам часто приходится быть в разъездах, проживать в других населённых пунктах, нередко в спартанских условиях. Но в этом и специфика путевого железнодорожного батальона. Это не мешает нам каждый год участвовать в параде на День Победы в рамках нашего военного гарнизона в Керчи. Так было и в нынешнем году.

Главный экспонат…

– У железнодорожных войск богатая 170-летняя история, а существует ли их музей?

– Музей железнодорожных войск РФ в Щёлкове (Московская область) был открыт три десятка лет назад. 15 тысяч экспонатов, отражающих историю железнодорожных войск, разместились в четырёх залах площадью 700 кв. м. Экспонаты рассказывают о славной истории войск, богатых трудовых и боевых традициях военных железнодорожников. Здесь можно увидеть огнестрельное и холодное оружие, награды ж/д войск России. В музее воссозданы макеты построенных объектов, выставлена форма железнодорожных войск – гражданская и военная разных лет. Электрифицированные схемы дают возможность представить, как с августа 1851 года по сей день развивались железнодорожные войска. Фотографии, документы являются свидетельствами этого. Многие экспонаты рассказывают о трудовых буднях железнодорожных войск России на стройках Абакан – Ташкент, Ивдель – Оби, Тюмень – Сургут, БАМ. В музее железнодорожных войск – большая витрина сувениров и подарков.

– Где готовят кадры для железнодорожных войск РФ?

– Железнодорожный кадетский корпус размещён в Петергофе. Дети военнослужащих железнодорожных войск имеют льготы при поступлении. Есть они и у некоторых других категорий граждан. Все остальные, чтобы поступить в Железнодорожный кадетский корпус, должны успешно сдать экзамены и быть физически и психологически крепкими.

Военно-транспортный университет железнодорожных войск (Санкт-Петербург) готовит офицеров для ЖДВ по пяти специальностям. Среди его выпускников – три Героя Советского Союза, семнадцать Героев Социалистического Труда и почти 200 генералов.

Кроме того, стать офицером можно, пройдя обучение в учебном центре железнодорожных войск, например, в 857-ом. Он был создан в 1996 году на базе учебного железнодорожного полка.

КСТАТИ

За годы Великой Отечественной войны железнодорожные войска СССР восстановили более 81 000 км главных и около 7000 км второстепенных путей, чтобы по железной дороге осуществлялось бесперебойное движение составов с военной техникой, боеприпасами, провизией, вещевым довольствием для нашей армии.

Кроме того, они построили и восстановили узкоколейные железные дороги, линии связи, станции и разъезды, пункты водоснабжения и множество других сооружений.

На Крымской железной дороге женщина впервые стала помощником машиниста