Чем чревато «ускоренное» образование
Чем чревато «ускоренное» образование
26 сентября 2021 - 10:05 Фото из архива «Крымской газеты»
Чем чревато «ускоренное» образование 26 сентября 2021 - 10:05
Ольга Нагорная

Публицист и телеведущий Анатолий Вассерман, который прошёл на нынешних выборах в Госдуму, заявил о намерении продвигать идею реформирования системы образования.

А КАК У НИХ?

Сколько лет школьники учатся в разных странах мира?

Франция – 13 лет
Германия – 13 лет
Великобритания – 13 лет
Италия – 13 лет
США – 12 лет
Австралия – 12 лет
Япония – 12 лет
Китай – 12 лет
Украина – 11 лет
Россия – 11 лет

Куда спешить?

Среди первых его инициатив – сократить срок обучения в школах. Новоизбранный депутат предложил снизить время освоения школьной программы с 11 до 8 лет. Мы решили выяснить, поддерживают ли такую идею крымские эксперты.

Ректор Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования Александр Рудяков говорит:

– Вопрос упирается не в чьё-то мнение, он упирается в понимание того, кого мы хотим получить на выходе из школы. А пока это просто болтовня. Вот когда господин Вассерман изложит своё концептуальное понимание мира, в котором мы живём, нашего общества, тогда мы решим, какой человек нужен на выходе из школы, и посмотрим, удастся ли нам вместить в восемь лет всё, что он должен знать.

Министр образования Республики Крым Валентина Лаврик подчёркивает:

– Начинать учебный процесс следует с семи лет (сегодня многие родители предпочитают отдавать ребёнка в первый класс уже в шесть. – Ред.). Именно к этому возрасту наступает психологическая готовность к школе. Но освоить программу за восемь лет просто нереально, поскольку есть ещё предпрофессиональная подготовка и мотивационные механизмы, которые влияют на формирование ценностей, профессиональных убеждений и устойчивой мотивации. Они окончательно формируются к 18 годам. Конечно, надо пересматривать программу 10-11 класса: она должна быть более глубокой и профильной.

Без резких движений

Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Крым Ирина Клюева комментирует:

– Моё мнение такое: каждый человек, который становится депутатом, пытается показать свою значимость с помощью реформы в сфере образования. Это уже почти традиция, которая наводит на грустные мысли. Я думаю, что депутатам, даже если посмотреть на права детей и на охрану детства, есть над чем поработать, вместо того, чтобы предлагать радикально перекраивать учебный процесс, не обосновывая это какими-то конкретными аргументами. У меня такие новации не вызывают радостного отклика. Пусть депутаты займутся безопасностью детей и другими важными вопросами. Почему, например, до сих пор не смогли продвинуть с мёртвой точки историю с ограничением торговли оружием? В связи с событиями в Перми это актуальная тема. Пусть подумают над этим вопросом. Новые депутаты приходят с какими-то космическими предложениями. Такое впечатление, что они не в этой стране жили до того, как стали депутатами. Я в принципе категорический противник резкого реформирования сферы образования. Не вызывает сомнения, что кое-что нужно пересматривать, но это должно проговориться с обществом, это должно иметь серьёзную поддержку в первую очередь самих детей и их родителей.

Час химии, два – эстетики, какие будут медики?

Татьяна Костина, директор учебно-воспитательного комплекса «Интеграл» (Евпатория) говорит:

– Дети очень загружены – у них по 7-8 уроков в день. Как сокращение сроков (обучения в школе. – Ред.) возможно практически? Наш с вами уважаемый депутат имеет отношение к системе образования? Часто те, кто хотят поменять что-то в образовании, ребёнка школьного возраста в глаза не видели. У нас, например, в школе шести-дневка. Количество уроков зашкаливает. Поэтому, с моей точки зрения, сокращение продолжительности образовательного процесса на сегодняшний день просто нереально. Мы же работаем в рамках законодательства, есть нормативные акты, которые мы обязаны соблюдать. Количество часов по тому или иному предмету – всё это регламентируется. И мы не можем чего-то не дать ребёнку или излишне его нагрузить. Если он прослушает меньше часов, чем предусмотрено регламентами, он просто не получит документы об образовании.

По словам эксперта, чтобы сократить образовательный процесс на три года, придётся всё перевернуть с ног на голову. При этом наша собеседница не отрицает, что сегодня школьная программа перегружена:

– Мы с вами в школе благополучно изучали ту же этику и эстетику в рамках уроков литературы. Разве учителя не поднимали эти вопросы? И на уроках ИЗО мы тоже говорили о прекрасном, знакомились с искусством. Прекрасно, что есть такие новые предметы, как, например, эстетика, но ведь из-за неё дети получают меньше часов физики, математики, химии… Ребёнок собирается поступать в медицинский институт, а у него всего час химии. Скажите, пожалуйста, куда пойдёт папа с мамой? Конечно же, к репетиторам. То есть система заведомо выстроена так, что они побегут к репетиторам, потому что за один час химии в неделю эту науку освоить невозможно.

КСТАТИ

Ранее в России неоднократно обсуждалась возможность перевода школьников на 12-летнее обучение. Родители и дети жалуются на то, что нагрузка увеличивается из года в год. В результате у современных школьников практически не остаётся времени на дополнительные занятия и спорт. Противники 12-летки, в свою очередь, считают, что длительное время, проведённое за школьной скамьёй, приведёт к инфантильности выпускников, а также к изменению трудоспособного и призывного возраста. Кроме того, при переходе на 12-летку, безусловно, понадобится и увеличение финансирования.

Как может сказаться на психике ребёнка успех, пришедший в раннем возрасте >>