Крымские караимы — народ без нищих
Крымские караимы — народ без нищих
19 октября 2016 - 10:01
Крымские караимы — народ без нищих 19 октября 2016 - 10:01

 

Крымские караимы (караи) – маленький тюркский народ, издавна живущий на полуострове. Их родовое гнездо – крепость Джуфт-Кале (сейчас больше известна как Чуфут-Кале). 
Симферополь. 16 октября караимская община отметила праздник урожая. 

Потомки хазар

Караимы – потомки хазар и аборигенного населения Крыма. Язык у них тюркский, кипчакской группы. Религия основана на почитании Ветхого Завета и единого бога Тенгри, сохранились и отголоски язычества. К примеру, обычай поклонения священным дубам, растущим на родовом кладбище Балта-Тиймэз («топор не тронет»), близ крепости Джуфт-Кале. Другой обычай – почитание небесных светил: пасхальные хлебцы выпекали округлой формы и наносили на них изображения звёзд и луны. Также во многих домах караимских семей висел бубен на деревянном гвозде. Его использовали для изгнания из жилища злых духов. 

535 караимов живёт в Крыму, по данным переписи 2014 года. В мире их нас­читывается около 2 тысяч. 

Крым – историческая родина караимов. Другие очаги компактного расселения находятся в Москве, на Западной Украине, в Литве. В Галицию караимы попали в XIII веке: по приглашению князя Данилы Галицкого они прибыли туда из Крыма. Караимы считались отличными воинами, поэтому XVI веке. в составе личной охраны князя Витовта прибыли в Литву.

В тему
Обычаи, суеверия
  • Давая кому-нибудь иголку или соль, обязательно брали символическую плату, хотя бы копейку.
  • Если ребёнок сильно болен, его через форточку кто-нибудь должен был «купить» и дать другое имя.
  • Вставая из-за стола, целовали хлеб, трижды прикладывая ко лбу со словами «Танъры бераха бэрсын» («Да благословит Господь»).
Хаджи Серая Хан Шапшал.

Народ без нищих

В Крыму же их родовым гнездом была крепость Джуфт-Кале. Караимы занимались садоводством, ремёслами, виноградарством, скотоводством, военным делом, мелкой торговлей. Вели сезонный образ жизни – весной спускались в долины, в сады, пасли овец, а к зиме возвращались в крепость. «Если кто садом при Шуре владеет, и на Альме виноградник имеет, и дом в Кале с пещерой в скале, и в степи овец стадо, то чего ему ещё надо?» – гласит караимская поговорка. 

Караимы строго придерживались Ветхого Завета, считали своей обязанностью его самостоятельно глубоко изучать. Но не чрезмерные молитвы, а милосердие считалось лучшим способом искупить грехи. Среди караимов не было нищих, несмотря на явное расслоение на бедных и богатых. Помогала община. В России до революции их было около 40. Жертвователи пользовались большим почётом. На их средства строили общественные здания, школы, училища. В Евпатории на средства караимов-дарителей открыли детский санаторий, библиотеку, театр. 

Полезная встреча
Студентам интересно

Вчера на философском факультете Таврической академии КФУ состоялась встреча магистров-политологов и студентов 3-го курса с руководителем региональной общественной организации «Национально-культурное общество караимов Севастополя «Фидан» Евгением Баккалом.

Состоялась она в рамках изучения предмета «Этнополитические процессы в Республике Крым». Евгений Баккал рассказал об особенностях этнической самоорганизации караимов в Крыму и Севастополе, о взаимоотношениях общины с органами государственной власти и другими национально-культурными объединениями Крыма. В качестве примера обсудили прецедент передачи здания кенасы общине караимов в Симферополе. 

Выдающиеся караимы

Самым выдающимся деятелем караимы считают Хаджи Серая Хан Шапшала. Ежегодно в родовой крепости Джуфт-Кале празднуют «Дни Шапшала» – этот праздник считается национальным. 

Хаджи Серая Хан Шапшал – учёный, педагог, выборный духовный и светский глава крымских караимов – гахан, историк, дипломат, потомственный почётный гражданин Российской империи, доктор филологических наук, профессор, член Польской и Краковской академий наук, автор многих крупных научных трудов.

«Я родом из старой патриархальной семьи. Все мои предки родились, жили и умерли в старой караимской крепости Чуфут-Кале, с которой в 1846 г. спустился и поселился в Бахчисарае мой отец – самый старший из восемнадцати детей моего дедушки», – писал Серая Шапшал.

Ждали всех
С новым, 5777 годом!

Крымские караимы недавно отметили свой национальный праздник – встречу 5777 года от сотворения мира. 

Начался праздник в воскресенье с богослужения в евпаторийских кенасах и праздничного собрания во дворике кенас. Затем его участники отправились в музей истории и этнографии крымских караимов имени С. И. Кушуль и на экскурсию по пешеходному маршруту «Малый Иерусалим».

Принять участие в празднике и познакомиться с караимской историей и культурой мог каждый желающий.

Сын садовода, выпускник Петербургского университета, был учителем принца Мохаммеда Али (ставшему позже шахом), сделался его советником. Во время покушения на правителя Ирана спас  Мохаммеда Али. За мужество награждён орденом св. Анны 2-й степени. Заслуги  Шапшала оценил высокими наградами и Иран. Серая Маркович был удостоен золотого  знака «Народного просвещения» 1-й степени, ордена «Льва и Солнца» 1-й и 2-й степеней и другими.

Шапшал является основоположником доктрины деиудаизации караимской религии и истории.

Среди других достижений Серая Шапшпла – открытие национальной библиотеки «Карай Битиклиги» и приюта для одиноких караимок «Йардым».

Национальная кухня

Издавна славится караимская национальная кухня. Караимские пирожки хорошо известны жителям полуострова. В меню караимской кухни преобладают блюда из баранины, с катыком (кислое молоко) и тестом в разных видах. 

Караимские пирожки, кубетэ, кувятчик
  • 1 кг муки в/с, 250-300 г внутреннего бараньего жира, 1 ст. ложка растительного масла, 1 чайная ложка соли, 1,5 стакана воды комнатной температуры.
  • Жир перемолоть или мелко нарезать и положить в муку, добавить соль, влить растительное масло, воду и замесить. Тесто не должно быть ни твердым, ни мягким. Поставить тесто на 30-40 минут для расслойки. Накрыть его полотенцем, чтобы устоялось.
  • 1 кг теста, 1,5 кг баранины или индюшатины, 2 луковицы, 1 яйцо для смазки, соль, перец по вкусу.
  • Мясо нарезают или рубят секачом. Обычно резали двумя ножами: по одному в каждой руке. В мясо добавить мелко нарезанный лук, соль, перец и 5 ст. ложек воды. Пирожки делают не менее 10-11 см. Их можно обрезать резцом, или защипывать. В середине пирожка делают сквозной защип. Пирожки выкладывают на смазанный жиром противень и смазывают яйцом.

 

 В преддверии Дня народного единства 

«Крымская газета» публикует цикл материалов, посвященных различным национальным общинам полуострова. Читайте также о: