Частники-военные и добровольцы на выборах
Частники-военные и добровольцы на выборах
17 декабря 2015 - 12:02
Частники-военные и добровольцы на выборах 17 декабря 2015 - 12:02
Екатерина Зуева

 

В России могут принять закон, который сделает добровольных помощников полноправными участниками избирательного процесса
Также отдельные парламентарии хотят на законодательном уровне прописать права и обязанности представителей негосударственных структур, с оружием в руках защищающих российские национальные интересы за границей.
Законопроект о ЧВОО поставит частные военно-охранные организации
на защиту национальных интересов страны.

ЧВОО – это вам не наёмники

Похоже, что давно обсуждаемый вопрос – деятельность российских негосударственных вооружённых организаций за рубежом, что в нынешней международной ситуации особо актуально, начал обретать законодательные формы.

Так, депутат Госдумы Геннадий Носовко внёс в парламент законопроект, регулирующий деятельность частных военно-охранных организаций (ЧВОО). При этом акцент в документе делается на то, что данные структуры могут принять активное участие в защите национальных интересов РФ за рубежом.

Как уточняет в пояснительной записке к законопроекту парламентарий, сейчас какого-либо официального статуса частные военно-охранные организации в России не имеют. Причина в том, что государство не выработало стратегию их использования и, соответственно, не задавалось целью разработать законодательную базу по этому вопросу. При этом одним из сдерживающих факторов, уточняет депутат, является отсутствие чёткого разграничения между военно-охранными организациями и наёмниками. Грубо говоря, наёмник за деньги может воевать в любой точке планеты на чьей-либо стороне и при этом не связывать себя никакими обязательствами (кроме контрактных) ни с одной страной. Кто больше заплатит – за того и воюет (хоть на стороне ИГИЛ, хоть против этих террористов). Здесь же идёт чёткая и жёсткая привязка: организация является российской и за российские деньги обеспечивает защиту национальных интересов за рубежом. В том числе в тех регионах, где по тем или иным причинам не могут быть официально задействованы российские Вооружённые силы. Взять, к примеру, ту же Новороссию.

По мнению депутата, в случае законодательного урегулирования такие организации способны принять активное участие в защите интересов нашей страны за её пределами, развитии международного военного сотрудничества, снижении уровня военных и террористических угроз путём выполнения и оказания военно-охранных работ и услуг. «С учётом современной международной обстановки они также могли бы использоваться в операциях по противодействию наркотрафику, организованной преступности и в мероприятиях по восстановлению общественного и конституционного порядка», – уточняется в пояснительной записке.

Как отмечается в пояснительных документах, имея ЧВОО, РФ получает возможность защиты бизнеса на территории иностранных государств со сложной военно-экономико-политической ситуацией. Они могут взять на себя охрану объектов, защиту жизни и здоровья российских специалистов на территории этих стран.

При этом, добавляет автор законопроекта, создание подобных структур поможет решить социальные вопросы, связанные с реформированием Вооружённых сил и проблемой оптимизации численности правоохранительных органов. То есть, оставляя службу в государственных силовых структурах, люди могут трудоустроиться в частной организации и снова быть, что называется, в строю.

Парламентарий также предусмотрел и условия, которые необходимо выполнить тем, кто захочет создать ЧВОО. Данная организация создаётся в форме хозяйственного общества с ограниченной ответственностью, а её уставной фонд должен быть не менее 10 миллионов рублей. При этом учредителями и сотрудниками частной военно-охранной организации могут являться граждане РФ и отечественные юридические лица.

То есть в случае принятия законопроекта Россия получит дополнительный и весьма весомый аргумент для отстаивания своих интересов за рубежом: в конце концов, не только же американцам и другим странам привлекать частные военные компании для выполнения работы там, где присутствие официальных вооружённых сил является, скажем так, не всегда уместным. Правда, данные американские структуры, взвалив на себя «бремя белого человека» и неся западные ценности в международные массы, далеко не всегда ведут себя в рамках закона (морали – тем более), но это уже – совсем другая история.

Добровольцы на выборах – по закону

Представители организации «Союз добровольцев России» (СДР) предложили на законодательном уровне (в Законе о выборах) закрепить понятие «доброволец» как одного из участников избирательного процесса – наряду с кандидатами, членами избирательных комиссий и так далее. По мнению СДР, участники избирательного процесса в этом статусе могли бы оказывать помощь людям с ограниченными возможностями при голосовании на избирательных участках и вести работу по повышению электоральной активности молодёжи. Вчера данная инициатива была представлена на заседании экспертной группы при председателе Центральной избирательной комиссии России.

В свою очередь глава Цент­р­избиркома Владимир Чуров заявил, что в комиссии не возражают против законодательного оформления такого статуса, хотя и сейчас запрет на их работу не налагается.

«Уже некоторое время вопрос этот обсуждается. Вы знаете, что мы, в общем, не против того, чтобы были добровольцы, не связанные с кандидатами, не связанные с политическими партиями, а помогающие в организации выборов, прежде всего в работе с инвалидами, людьми пожилого возраста», – заявил глава ЦИК.

При этом он напомнил, что на прошедших выборах в некоторых регионах добровольные помощники на избирательных участках уже задействовались. «Хотя некоторые пытались оспорить их (добровольцев) деятельность, мы, по крайней мере, не видим прямого запрета в законодательстве на такой институт. Будет он закреплён в законодательстве – ещё лучше», – добавил Владимир Чуров.