Блок-конструктор, док-гигант и буксир-малютка
Блок-конструктор, док-гигант и буксир-малютка
07 апреля 2015 - 15:34
Блок-конструктор, док-гигант и буксир-малютка 07 апреля 2015 - 15:34
Наталья Клименко

 

«Газета» посмотрела, как собирают платформы для добычи газа на морском шельфе, и побывала на мини-буксирчике «Бриз» 

Сегодня скважины бурят  на суше и на море, проводят необходимые исследования, чтобы газа на обогрев крымчан было как можно больше. А вот когда есть заключение о перспективности месторождения, начинают монтаж и установку оборудования, специальных платформ. Начинается добыча. 

Весь комплекс этих работ выполняют два подразделения крымского предприятия «Черноморнефтегаз»  –  управление разведочного и эксплуатационного бурения, технологического флота и подводно-технических работ. Расположены они в порту Черноморск, на берегу Ярылгачской бухты, что глубоко вдаётся в раскинувшуюся до горизонта крымскую степь. Издали видны массивные бело-чёрные металлические блоки каких-то конструкций, работают подъёмные краны, загружая стоящие у причалов корабли.

Сегодня мы расскажем о людях, которые здесь работают: о разведчиках морских и сухопутных недр, кораблях и капитанах.

Белый – низ, чёрный – верх

Вы не знаете, как сложить конструктор, который состоит из деталей весом в несколько тонн? Зато об этом всё знают, расскажут и покажут монтажники. Они работают на специализированной площадке прямо у причала. На наших глазах сварщики сваривают железные трубы, рабочие производят какие-то замеры, задействован подъёмный кран на гусеничном ходу. 

Собирается один из элементов платформы, которая будет установлена в месте пробурённых скважин на морских месторождениях. Все составные части, а их три, включая палубную площадку, изготавливаются на берегу, затем на специализированных судах доставляются к точке постановки, а уже в море их собирают, как конструктор. Вес всей конструкции – более пятисот тонн, высота – свыше семидесяти метров. Её красят в белый и чёрный цвета.

– Краска специальная, антикоррозийная, чтобы морская вода не разъела металл, – поясняет один из рабочих-монтажников, который представился Александром Ивановичем, – и цвета обозначают, как именно его устанавливать в море. Всё просто: белый – низ, чёрный – верх.

Работы на суше занимают около трёх месяцев, к осени конструкция будет установлена в море на сваях, подключена к скважинам, подводному газопроводу и готова к поставкам газа на сушу. 

И на суше, и на море

В «Черноморнефтегазе» для разведочного и эксплуатационного бурения предназначены четыре самоподъёмные плавучие буровые установки (СПБУ. – Ред.), две из которых наиболее современные: высокотехнологичные, пятого поколения, подходящие для особенностей бурения на шельфе Чёрного моря. 

– Они способны бурить скважины до 9 тысяч метров на глубинах моря от 9 до 120 метров, – рассказывает начальник управления разведочного и эксплуатационного бурения Михаил Клебан. – С их помощью уже пробурено 9 скважин, общей протяжённостью свыше 17 тысяч метров. 

Что касается двух «ветеранов» – СПБУ «Сиваш» и «Таврида», которые пока находятся на плановом ремонте, – осенью они будут направлены в район Керченского пролива. Здесь им предстоит пробурить порядка 30 эксплуатационных скважин на Субботинском неф­тяном месторождении. 

Перспектив ожидают не только на море, но и на суше. Разведочное бурение начнётся в этом году на Карлавском и Поворотновском месторождениях, соответственно в Черноморском и Ленинском районах. Для этих целей будут закуплены специальные буровые установки. С их помощью буровики-разведчики и геологи уже в начале лета смогут узнать, сколько находится газа под землёй, чтобы затем приступить к промышленному освоению.

Наиболее перспективным является Поворотновское месторождение, которое «Черноморнефтегаз» будет осваивать с «Крымгеологией». Прогнозные запасы оцениваются почти в три миллиарда кубических метров природного газа, который пойдёт на выработку электро­энергии, благодаря установке целого ряда газогенераторных комплексов. В ближайшие два-три года предполагается освоение еще трёх месторождений газа, что позволит подавать в сети порядка 250–300 МВт электроэнергии, или примерно одну четверть объёма, в котором так остро нуждается полуостров.

Док-гигант и буксир-малютка

Весь комплекс работ в море по доставке конструкций, укладке газопроводов, смене вахтовых бригад выполняет управление технологического флота и подводно-технических работ. В его составе 27 разнотипных судов. Это спасательные и противопожарные корабли, баржа-трубоукладчик, плавмастерская, док-гигант и маленький буксирчик «Бриз». Обо всём этом хозяйстве рассказал начальник управления Евгений Обухов.

Мы стоим с ним у плавучего дока, грузоподъёмностью в пять тысяч тонн. Док необходим для проведения ремонтных работ и обследования судов. Принцип работы очень прост: в призатопленный док заходит корабль, а затем они вместе поднимаются на поверхность. И доковые работы можно проводить, как говорится, «на сухую». 

– Для каждого из судов есть своё предназначение, – продолжает Обухов, – к примеру, баржа-трубоукладчик «Капитан Булгаков» прокладывает газопроводы. Загрузив трубы на берегу, баржа доставляет их к заданной точке, где и производит укладку. 

Многоцелевые буксиры «Фёдор Урюпин» и «Мыс Тарханкут» помогают в транспортировке плавучих буровых к местам бурения, а скоростные «Очеретай» и «Калос Лимен» производят смену буровых вахт. Есть в порту и свой любимчик – буксир-малютка «Бриз». Он скромно пришвартовался у гиганта-дока, и за причалом его практически не видно. С борта на берег переброшен трап.

– Можно взойти на борт (хотя правильнее было бы спросить, можно ли спуститься)? – спрашиваю у капитана, и мы переходим на «Бриз».

В следующем году исполняется 35 лет, как он несёт свою, пусть и малозаметную, но необходимую портовую службу. Это и производство водолазных работ, посильная помощь в заведении судов в плавучий док, хотя его размеры, конечно, несоизмеримы с гигантом. Мы с фотокорреспондентом едва можем развернуться на маленькой палубе. Несмотря на скромные габариты судна, его экипаж состоит из шести человек: капитана, старшего механика, мотористов и матросов.

Александр Васильев у штурвала буксирчика уже восемнадцать лет. Говорит, что команда ласково называет этот кораблик «наш броневичок».

– Как будете отмечать юбилей буксира в следующем году? – интересуюсь.

– Поблагодарим. Скажем: спасибо, молодец! – отвечает капитан, проводя рукой по рукояти штурвала. 

Это лишь небольшая часть рассказа о труде и заботах людей, которые обеспечивают Крым голубым топливом. Мы обязательно расскажем, как несут вахту специалисты крымской нефтегазодобывающей компании на морских платформах, вдали от берегов родного полуострова. 

Фото: Сергей ПЛЕХАНОВ