«Бальзаковский возраст» – это сколько?
«Бальзаковский возраст» – это сколько?
30 сентября 2019 - 13:29
«Бальзаковский возраст» – это сколько? 30 сентября 2019 - 13:29
calendar

 

Осень – пора дат, связанных с возрастом. В первых числах сентября отмечается День бальзаковского возраста, а в начале октября  – Международный день пожилых людей. Но если со вторым всё более или менее понятно, то сколько лет человеку бальзаковского возраста ? За разъяснениями мы обратились к экспертам.

Годы ни при чём

Напомним, выражение «бальзаковский возраст» стало популярным после выхода романа «Тридцатилетняя женщина» французского писателя Оноре де Бальзака. Героиня произведения Жюли д’Эглемон независима, самостоятельна и свободна в проявлении своих чувств. Кстати, в первые годы после публикации книги афоризм употреблялся иронически по отношению к женщинам, которые стремились походить на героиню бальзаковского романа. Но позже значение этого термина изменилось – касалось возрастных характеристик дам. Сегодня его нередко применяют и по отношению к мужчинам.

– Изучая классическую зарубежную и русскую литературу, можно определить, что, по сути, бальзаковский, тургеневский, неважно какой, возраст, это не какая-то арифметическая величина, а подразумевается под этим величина аксиологическая, – говорит доцент кафедры русской и зарубежной литературы Сергей Минчик. – То есть речь идёт о ценностях, которые формируют личность человека на протяжении всей его жизни. И за жизнью главной героини романа «Тридцатилетняя женщина» Бальзак, а вместе с ним и читатели наблюдают с шестнадцатилетнего возраста. В 16 она выходит замуж за человека, в которого влюбляется, а потом разочаровывается. И таких мужчин в её жизни было несколько. То есть женщина бальзаковского возраста – это женщина, которая проходит через трансформацию собственных идеалов и разочарований в них в течение всей жизни, потому что умирает героиня Бальзака несчастной.

– То есть женщина бальзаковского возраста – это несчастная женщина?

– Это женщина, которую воспитывал отец, о матери которой мы ничего не знаем. Может поэтому нам непонятны некоторые поступки этой дамы. Но мы прекрасно понимаем: если её с детства не научили любить, не передали ощущения того, что такое любовь, а любовь – это не просто какая-то симпатия, как Жюли кажется. Любовь – это жертва, поступки, которые она не умеет совершать. И возраст здесь ни при чём.

– Маме Джульетты на момент описываемых Шекспиром событий было 28 лет, а Ромео и самой Джульетте – 14. Старухе-процентщице из «Преступления и наказания» Достоевского было всего 32 года. Анне Карениной на момент гибели – 28 лет, а её мужу Каренину, которого в начале романа описывают как старика, было всего 48. Сейчас это молодой мужчина, тоже можно сказать, «бальзаковского возраста»?

– Последняя глава романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина» называется «Старость преступной матери». Потому что дочь Жюли тоже связала свою жизнь не с теми людьми. А самой героине Бальзака на этот момент было 50 – старость по тем временам. Многим героиням русской классики тоже 16-18 лет, в принципе, это возраст женщины, готовой к браку. Софье Фамусовой ( «Горе от ума») 17 лет, Татьяне Лариной («Евгений Онегин») – 16 лет…

– А сейчас в 50 лет жизнь у многих только начинается…

– Жизнь может начинаться и в 60, и в 70. По большому счёту, «бальзаковский возраст» – это возраст человека, который находится в поиске. И Жюли д’Эглемон – это женщина, которая всю жизнь искала любовь и в результате так и не нашла её. Почему? Потому что покупалась на советы косметологов, думала, что красоту можно купить, что надо пытаться её сберечь, остановить молодость. По себе могу сказать: я некрасивых женщин не видел, честно.

 

Кризис среднего возраста

– Рамки так называемого«бальзаковского возраста действительно сместились примерно на 10 лет, – говорит старший преподаватель кафедры социальной психологии Вера Густодымова. – Если во времена Оноре де Бальзака под ним подразумевали возраст 30 лет, то сегодня даже с психологической точки зрения это уже период от 40, а иногда и 45 лет. Это средний возраст, когда женщины начинают испытывать определённый кризис. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, временные рамки достаточно условные и продолжительные.

– Что делать, чтобы не стать жертвой этого кризиса и вообще собственного возраста?

– Нужно понимать, что любой кризис – это неплохо, это норма. Каждый человек в своей жизни проходит через определённый ряд кризисов. «Бальзаковский возраст» – это именно кризис среднего возраста. Да, люди достаточно тяжело его переживают, потому что происходит переоценка ценностей. Для женщин это замужество, дети, как того требует общество. Если не сложилось, они, как правило, очень тяжело это переживают. Ведь, оглядываясь на 18-20-летних молодых девушек, которые, безусловно, отличаются лёгкостью и беззаботностью,  женщина бальзаковского возраста понимает – уходит молодость, красота, а на замену им ничего не приходит.

– Как эту пустоту можно заполнить?

– Надо понять, осознать, что в каждом возрасте есть свои преимущества, и показать их миру. В «бальзаковском возрасте» у женщины открываются новые ресурсы – настоящая женственность, сексуальность, внутренняя глубина, понимание каких-то своих достоинств, сильных сторон. Да, современная медицина, косметология помогают женщине долго сохранять красоту и привлекательность. Но, кроме красивого тела, должны быть красивы дух, эмоции, чтобы, как говорят, глаза блестели.

– Женщина прекрасна в любом возрасте. Это аксиома или исключение из правил?

– Это аксиома. Правда, есть две категории женщин. Первая –  женщины-оптимисты, которые как раз таки стремятся использовать преимущества любого возраста, в котором они находятся. И тогда, действительно, они прекрасны всегда. И вторая – это женщины, которые и в 30 лет могут постареть, считая, что ничего в жизни не добились и не добьются, что мужчины всё равно выбирают 18-20-летних. Уже в этом возрасте они впадают в уныние, их охватывает отчаяние, иногда это доходит до депрессии. Тогда уже ни о какой любви, ни к себе, ни к другому человеку говорить не приходится.

– Любовь к себе – это плохо или хорошо?

– Любить женщину должен другой человек, у него всё равно это получится лучше, чем у  неё самой. И женщина должна любить кого-то или что-то, а не себя, – считает Сергей Минчик.

– Любовь к себе – это хорошо, – убеждена Вера Густодымова. – Но, опять же, главное не переступить грань, не угождать своим порокам, наоборот, стремиться делать себя лучше, стараться развивать свои достоинства.