Доктор политических наук: На что рассчитывать РФ в Центральной Азии?
Доктор политических наук: На что рассчитывать РФ в Центральной Азии?
15 декабря 2016 - 12:48
Доктор политических наук: На что рассчитывать РФ в Центральной Азии? 15 декабря 2016 - 12:48

 

Александр ИРХИН, доктор политических наук, профессор КФУ.

Уже прошло 25 лет с тех пор, когда большая часть Центрально-Азиатского региона входила в Советскую Среднюю Азию: Узбекская, Таджикская, Киргизская, Туркменская и Казахская республики. Лидеры этих республик не участвовали в предательстве СССР, более того, они выступили с резкой критикой подписанных Беловежских соглашений. 

Очевидно, они ожидали, что интеграционный центр – Россия – отрезвеет, но надежды были похоронены вместе с расстрелом российского парламента в сентябре-октябре 1993 года. В 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступает с концепцией преобразования СНГ из рыхлой формальной организации в центр новой постсоветской интеграции. Но и этот посыл среднеазиатской элиты не был услышан в Москве. Они начинают осознавать свою изолированность от имперского центра, который пытался прикрыться интеграционными проектами, носящими скорее формальный характер. 

Однако конкуренты работали и работают на другом качественном уровне. В регион устремились США, Китай, Турция, Иран и ЕС. Особо преуспели Вашингтон и Пекин. Если Америка проводила традиционную для себя политику подкупа элиты и интеграции её в золотой миллиард, то Пекин основывался на экономической экспансии своих дешёвых товаров, буквально «китаезировав» рынки, предприятия и города региона. Затем Китай переходит к выдаче крупных займов, а после того как элита среднеазиатских республик не смогла рассчитаться с ними, Пекин «взял» долг территориями. Сейчас Китай готов выступить поставщиком технологий в постсоветский регион, естественно, на своих экономических условиях.   

Две главные причины формируют прогнозируемые трудности для России в данном регионе в ближайшем будущем. 

Первая – естественная. Уходят национальные лидеры республик, имеющие ощущение общего исторического пространства с Россией. Любые последующие руководители будут объективно менее пророссийскими.

Вторая причина – политика нового президента США Дональда Трампа резко обострит борьбу в Центральной Азии и за Центральную Азию. По сути, Трамп намеревается за счёт окружения Китая ослабить и уничтожить его экономический и, как следствие, военно-политический рост, повторив схему американского президента Никсона по окружению СССР в 1970-е. Но схема Трампа выглядит наоборот – Россию будут принуждать присоединиться к удушению Китая, а бывшие советские республики Средней Азии окажутся «на линии огня» глобальных и региональных сил: США, Китая, России, Турции, Ирана, ЕС и вышедшей из него Британии.