
– Как назначение восприняли близкие? Почему вы решили занять пост министра?
– Признаюсь, восприняли с волнением. Но я приняла предложение занять эту должность. Понятно, что сейчас очень непростое время, все мы видим, что и в обществе, и в государстве есть ряд проблем, которые нужно нам совместно решить. Но мы живём в Крыму, и именно от нас требуются усилия для того, чтобы сделать свою жизнь лучше. Естественно, мои родные и близкие волнуются, переживают, но поддерживают, так как верят в меня, знают, что силы есть. Может быть, повторю банальные вещи, но сегодня всем надо много работать. Труд – это самое главное, для чего человек рождён. Я так считаю. Свою трудовую деятельность я начала в 2006‑м году в органах местного самоуправления. И работала там всё это время до назначения в Министерство земельных отношений.
– У вас юридическое образование, это семейное?
– Нет. Я крымчанка. Родилась в селе Найдёновка Красногвардейского района в семье агрономов. Папу с мамой туда направили по распределению после окончания тогда ещё Крымского сельхозинститута. Там и сейчас живут мои дедушка с бабушкой. В августе 1997 года мы с родителями переехали в Симферополь. Я окончила школу № 3 имени Макаренко с золотой медалью. Поступила в ТНУ имени Вернадского на юридический факультет. Ещё во время учёбы на пятом курсе устроилась на работу. Хотелось заниматься делом, а не только учиться.
– Специализировались именно на земельных и имущественных отношениях?
– К этому меня привела жизнь. Я начинала работу в юридическом отделе Киевского райсовета Симферополя. Потом в горсовете Симферополя мне предложили должность начальника управления земельных ресурсов. Она как раз освободилась в связи с тем, что начальник уволился по собственному желанию. Я согласилась.
– Так звёзды расположились? Кстати, вы верите в судьбу?
– Верю. Были такие случаи, когда точно понимаешь: всё происходит не просто так. Она, судьба, таки ведет.
– Назначая вас на должность, Сергей Аксёнов сказал, что вы из тех чиновников, которые способны системно подойти к работе ведомства. С чего начнёте?
– Система начинается с организации труда внутри структуры. Первая моя задача – детально изучить структуру министерства, понять, где и что нужно улучшить, а самое главное – услышать людей, понять их проблемы, чем они живут. Работая месяц в министерстве, я уже для себя сделала определенные выводы: вижу, где нагрузка на сотрудников очень велика, где она нормальная, люди справляются, а где, возможно, понадобятся какие-то кадровые перестановки, ротация.
Займусь также приведением в соответствие с нормами законодательства документов, регламентирующих деятельность министерства.
– Привёдете в порядок министерство и приметесь за земельные и имущественные отношения в Крыму? Непростая задача. Не каждый рискнёт этим заниматься.
– Не будет каких-то резких реформ. Министерству в июне 2015 года исполнился год. Базовая работа налажена, приняты основополагающие нормативные акты. Укомплектован коллектив. Ломать – не строить, поэтому все действия должны быть рациональными, обдуманными, обоснованными. Я проведу анализ работы за год, выслушаю мнение коллектива. Базис той системы, которую я вижу, мы будем выстраивать совместно с коллективом и, естественно, по согласованию с руководством.
– Уже успели почувствовать, что вы самый молодой министр? Ведь даже в аппарате министерства в основном работают люди старше. Как с ними выстраиваются отношения?
– На самом деле коллектив очень хороший, очень трудолюбивый. Это особо хочу подчеркнуть. Все понимают, что у нас нет рабочего дня с 9 до 18.00 с обедом с 13 до 14.00. В министерстве все работают столько, сколько это необходимо, не считаясь со временем, если нужно, то и в выходные дни. Коллектив принял меня очень хорошо, за что я всем очень благодарна.
– Назначая вас, Сергей Аксёнов подчеркнул, что «сейчас нужна быстрая реакция и нетрадиционные способы решения конкретных вопросов». Хотя, согласитесь, земельные и имущественные отношения как раз требуют решать их традиционно – согласно действующему законодательству.
– Скорее всего, глава республики имел в виду то, что есть определённые задачи и нормы законодательства. Но в приоритете сегодня оперативность исполнения задач. Мы не должны растягивать решение того или иного вопроса на неопределённый срок, даже если он предусмотрен по закону, а принимать необходимое решение быстро. Не должны, например, лежать на полках заявления граждан, организаций и т. д., их надо рассматривать быстро. Кроме того, учитывая особенности Республики Крым, некоторые вопросы необходимо оперативно решать, применяя нестандартные методы, которые актуальны только для Крыма. Опять же опираясь на законодательство.
– Крымчан можно обнадёжить, что волнующие их проблемные вопросы будут рассмотрены вашими подчинёнными в срок, а то и раньше?
– Они могут рассчитывать и на то, что всегда могут обратиться за помощью ко мне лично. Мы постоянно проводим приёмы согласно графику: я, мои заместили и все сотрудники профильных структур. Конечно, иногда бывает сложно, потому что график работы очень плотный. Тем не менее я всегда стараюсь уделять этому время, ведь это одно из самых важных направлений работы любого государственного служащего – приём граждан. Выслушать человека, его проблемы, узнать, чем он живёт, выяснить, как ему помочь, – это главная задача. Ведь только так и понимаешь, какие законы, какие нормативные акты необходимо принять, чтобы что-то улучшить.
– Вы вместе со специалистами министерства занимаетесь и законотворческой деятельностью?
– Участвуем в этом процессе, вносим предложения Госсовету РК по нормативным актам в профильной сфере. Все вопросы, касающиеся земли и имущества, мы совместно с депутатами Госсовета прорабатываем, обсуждаем, принимаем участие в различных коллегиях, совещаниях и вносим свои предложения.
– Можете не отвечать на этот вопрос… Вас не пугает печальный опыт предшественников на должности? Даже если они были не виноваты ни в чем, осадок, как говорят, остался.
– Мы говорили о судьбе. Считаю, что у каждого государственного служащего, да и вообще у любого работника, есть своя миссия, которую он выполняет определённый срок. Мы все приходим на время. Главное – выполнять свою работу качественно, профессионально. И тот период времени, который мне здесь, если хотите, предопределён, я буду работать только в соответствии с законом, выполнять те задачи, которые необходимы для развития Крыма. Вот и всё. Ответственность – вещь очень серьёзная, но я её не боюсь. Я с этим уже сталкивалась и не раз.
– Что будет самым сложным для вас на этой должности?
– Самое сложное – это очень большой объём поступающей информации, которую нужно обрабатывать, анализировать, расставлять приоритеты, исходя из степени важности, и в итоге принимать решение. Кажется, что Крым – небольшой регион. Но именно оперативность, о которой говорили выше, здесь необходима, как нигде. Главное – всё успеть сделать качественно, профессионально, своевременно. Говорят, нет предела совершенству. Тем не менее хочется всегда показывать лучший результат, быть на уровне. В то же время, понимаю, что мы все люди и, бывает, иногда что-то не успеваем.
– Даже элементарное недомогание может повлиять на работоспособность.
– Это жизнь, но хочется, чтобы мы все были здоровы и всё успевали в сроки (смеётся).
– Кажется, что о каждом клочке крымской земли и имущества уже всё известно, а вы говорите о большом объёме работы.
– Да, в связи с переходом в российское законодательное поле. Все объекты, которые были зарегистрированы на Украине, остались в той, украинской базе имущества. Сейчас, чтобы эту базу наполнить и привести в соответствие с российским законодательством, необходимо проинвентаризировать все объекты недвижимого имущества, в том числе земельные участки. Затем всё систематизировать, определиться, где у нас есть свободные земельные участки, перспективные инвестиционные площадки. Это достаточно большой объём работы, которую мы начали фактически с нуля. К тому же все государственные структуры тоже сейчас оформляют права на своё имущество. И это требует проведения ряда технических работ и юридических процедур. То есть все государственные структуры, предприятия, которые наделяются имуществом, обращаются в наше министерство для того, чтобы оформить документы.
– Кадров хватает для такого объёма работы?
– Как и везде, наверное, дефицит. Конечно, хотелось бы увеличить штат. Но мы исходим из тех возможностей, которые имеем, и работаем.
– Если выпадает свободное время, чем увлекаетесь? Хобби есть?
– Каких-то особых увлечений нет, свободное время стараюсь проводить со своей семьёй. Люблю бывать на природе, прогулки, читать русскую классическую литературу. Очень нравятся произведения Льва Толстого. Люблю русскую поэзию – Пушкина, Есенина, Цветаеву, Гумилёва. Это вдохновляет, придает сил, желания жить, созидать.
– Судя по всему, вы чиновник нового формата.
– Мнение обо мне, наверное, сложится в процессе работы.
– Уже чувствуется здоровый прагматизм в решении должностных задач. И в то же время, как говорят, человеческий подход. Да и сами вы очень женственны. Стиль одежды какой предпочитаете?
– Люблю деловые классические вещи – костюмы, туфли, то есть все атрибуты классического стиля. В свободное время, конечно же, стиль одежды может быть спортивным, «отдыхательным».
– Вы считаете себя слабой женщиной или сильной?
– И не слабой, и не сильной, а нормальным человеком (смеётся).
– Что прежде всего цените в мужчинах и в женщинах?
– Сложный вопрос. Женщина, согласитесь, живет эмоциями. Она создает эмоциональный фон, хочет нравиться, радовать своей красотой, вдохновлять – мужчин в первую очередь. Женщина – это хранительница домашнего очага. Но в современном обществе складывается немного другой формат по отношению к женщине. Тем не менее, я считаю, что женщина создана для семьи, для красоты, для любви, для того, чтобы обустраивать дом, заниматься работой, которая ей приносит удовольствие. Творчеством, конечно же. А мужчина – это добытчик, воплощение силы, выносливости, смелости. Женщина вдохновляет, а мужчина совершает поступки. Мужчины – это действующая, двигательная сила, которая реализует всё, что придумала женщина. Понимание разделения ролей между мужчиной и женщиной у меня тоже классическое (смеётся).
– Вам удаётся совмещать служебные обязанности и домашние?
– Удаётся. Я очень люблю заниматься домашними делами. Особенное удовольствие получаю от уборки в доме. Во время этого процесса появляется чувство очищения, в том числе и внутреннего. Думаю, каждая женщина должна делать своё пространство красивым, эстетичным.
– Готовить любите?
– А как же! Особенно десерты. Но, признаюсь, делаю это под настроение и очень редко. Потому что, к сожалению, на это остается какой-то мизерный процент времени. И сама я тоже сладкоежка, склонна к вегетарианству. Бывают такие периоды, что вообще не ем мясные блюда. Последний год, например.
– Какие напитки предпочитаете?
– Люблю простую свежую воду. Алкоголь практически не употребляю. Очень редко могу выпить немного хорошего сухого красного вина.
– Чего вы никогда не простите другому человеку?
– Считаю, что людям надо прощать всё. Кто мы такие, чтобы судить друг друга. Да, бывает, обида захлестнёт. И нужно время, чтобы её пережить. А прощать необходимо. Потому что накапливать обиды – только себе делать хуже, свою душу наполнять негативной энергией.
– А в Бога верите?
– Верю. Я православная, стараюсь по возможности посещать храмы. Люблю Топловский монастырь. Это одно из моих любимых мест в Крыму. Очень люблю там проводить выходные, пройтись по лесу, попить воды из источника.
– Как относитесь к высказываниям: «Цель оправдывает средства» или «Для достижения цели все средства хороши»?
– Самое важное для меня – не делать зла. Если вижу, что при достижении той или иной цели можно навредить кому-то, причинить зло, вред, я от этой цели откажусь. Даже если мне кто-то скажет или прикажет. Не смогу перешагнуть через свои моральные принципы.
– А какие качества в людях вы в первую очередь цените?
– Доброту, искренность, порядочность.
– Даже если неприятную правду в глаза скажут?
– Всегда лучше услышать правду. Бывает, конечно, когда человек со зла тебе что-то наговорит или из зависти. Но это тоже видно. А если человек настроен на то, чтобы тебе помочь, и поэтому говорит правду, такую, какая она есть, не вижу в этом ничего плохого. И очень положительно отношусь к здоровой критике.
– По отношению к себе тоже самокритичны?
– Очень! Это помогает в жизни, но иногда кажется, что мешает. Потому что постоянно думаешь: надо сделать лучше – и критикуешь себя (улыбается).
– А к юмору как относитесь?
– Не знаю, есть ли у меня чувство юмора или нет (смеётся), но хорошие шутки и анекдоты очень люблю. Они ведь тоже помогают нам быть человечнее.
– О чём мечтаете?
– Может, это и звучит высокопарно, но я мечтаю, чтобы у нас в Крыму было создано прекрасное, гармоничное общество. Чтобы люди наконец стали друг друга слышать, чтобы в наших сердцах было меньше злости. Часто идешь по Симферополю – и бросаются в глаза раздражённые чем-то граждане, они как… ёжики. Да, всем сейчас нелегко. Но я мечтаю о том, чтобы этот период поскорее закончился. В Крыму великолепная природа, и хочется, чтобы мы, жители, соответствовали ей, стали её отражением, были более дружелюбными, друг к другу терпимее относились.