Анатолий Борисенко: С начала года  в Крыму осели 29 тысяч авто
Анатолий Борисенко: С начала года в Крыму осели 29 тысяч авто
30 июня 2017 - 11:22
Анатолий Борисенко: С начала года в Крыму осели 29 тысяч авто 30 июня 2017 - 11:22

 

О сезонных ДТП и о том, как работают скрытые патрули
А также какие опасности подстерегают водителей на крымских трассах, о сотрудничестве с байкерами, в каких нестандартных ситуациях нередко приходится работать «стражам дорог» и о своём любимом транспортном средстве начальник Управления ГИБДД МВД по Республике Крым рассказал «Крымской газете».

Крым резиновый

– Анатолий Владимирович, насколько увеличивается количество транспорта в регионе в курортный сезон? Интенсивность движения растёт за счёт иногородних автомобилистов или местных тоже прибавилось?

– Крым привлекает туристов и зимой и летом. С 1 января по 31 мая разница между количеством автомобилей, заехавших в Крым с материка и выехавших с полуострова, составила 29 тысяч. Столько осталось в регионе, осело у нас. А значит, передвигаются по нашим дорогам постоянно.

– Среди них явно не только те, кто прибыл в Крым на отдых.

– Они приехали надолго, если не на постоянно. Это работники строительных компаний и других предприятий и организаций. Сегодня мы также проводим ежедневный мониторинг и, в частности, отслеживаем, сколько заходит транспорта через паромную переправу и сколько выезжает. Увеличилось и число местных автовладельцев. Потому что, образно говоря, те крымчане, которые ездили на мотоциклах, сегодня уже ездят на автомобилях. Потому что их цена стала доступнее после воссоединения Крыма с Россией. А значит, выросло и число участников дорожного движения.

– Количество экскурсионных автобусов в Крыму тоже выросло?

– Естественно, ведь удобнее всего передвигаться по Крыму туристическими автобусами. К тому же в сезон увеличивается число автобусных маршрутов и рейсов с материка. Плюс огромное количество детей приезжает на отдых из других регионов России в Крым тоже на автобусах. А за безопасность детских перевозок Госавтоинспекция несёт ответственность, причём круглосуточно. Более того, мы в тесном контакте работаем с ГИБДД Краснодарского края и Севастополя, обмениваемся информацией, чтобы знать, когда и какое количество автобусов будет заезжать через паромную переправу, чтобы выделить соответствующее количество сотрудников ГИБДД для их сопровождения.

– Сопровождаете каждый автобус, который перевозит детей?

– Нет, не каждый. А только те, организаторы которых подают заявку на такое сопровождение. Три автобуса и более мы сопровождаем обязательно. А если подаётся только уведомление о том, что автобус будет перевозить детей, сотрудники нашего технического отдела осматривают это единичное транспортное средство, и дальше оно движется самостоятельно.

– А  опыт водителей этих автобусов как-то проверяется?

– При съезде автобусов с парома сотрудники технадзора Госавтоинспекции Керчи осматривают их, сотрудники роты сопровождения собирают всех водителей, проводят дополнительный инструктаж, рассказывают им, как надо действовать в той или иной ситуации, как двигаться по нашим автодорогам. Ведь сначала они едут по ровной местности, потом начинается предгорная, горная, где требуются определённые навыки вождения. И, естественно, здесь необходимо иметь опыт, в том числе и управления данным транспортным средством. А он, как известно, приходит с годами.

ГИБДД бдит

– И всё-таки специфика наших горных дорог часто даёт о себе знать…

– Вот поэтому на перевале мы оставили наш пост, чтобы в том числе информировать иногородних водителей не только автобусов, но и большегрузных транспортных средств, как надо двигаться вниз по спуску в Алушту и далее в Ялту. Ведь многие, проехав перевал, включают нейтральную скорость, чтобы сэкономить топливо, а когда надо тормозить, не всегда им удаётся совладать с транспортным средством, которое стремительно набрало скорость.

– Число сотрудников ГИБДД на крымских трассах в курортный сезон возрастает? На помощь коллег из других регионов приглашаете?

– Когда мы только вошли в состав РФ, у нас в основном работали сотрудники ДПС с материка. Это было связано с тем, что наша служба переходила в российское законодательное поле. Сегодня все наши сотрудники хорошо изучили законы России. И группа, которая у нас работает в республике, на данный момент составляет лишь 10 экипажей. В каждом – два сотрудника ДПС, которые прибыли с материковой части России в Крым на своих транспортных средствах, со своими приборами и с их помощью в том числе следят за дорожной безопасностью.

– Чтобы наши водители не расслаблялись, так сказать…

– Поверьте, крымские сотрудники ГИБДД тоже не дают слабину водителям, которые нарушают правила дорожного движения.

– А негласный надзор, когда сотрудники ДПС работают без опознавательной символики, за ситуацией на дорогах ведётся?

– Поскольку в Крыму ещё не работает система фото- и видеофиксации, она в стадии завершения, мы пошли по другому пути. Служебные автомобили, не имеющие цветографической окраски, мы оборудовали средствами фото- и видеофиксации. И на них наши сотрудники работают в транспортном потоке, передвигаются, как обычное транспортное средство движется в общей колонне. И если какой-то водитель нарушает ПДД, они это фиксируют и передают информацию ближайшему наряду ДПС, который останавливает нарушителя. Многие пытаются доказать, что ничего не нарушали. Но когда получают распечатку со средства фото- и видеофиксации, сразу соглашаются. Поэтому даже если на дороге нет наряда ДПС, водители должны помнить, что нарушать правила всё равно не стоит. И неуважительно относиться к другим участникам дорожного движения тоже.

Кто нарушает?

– Кто чаще всего нарушает ПДД – местные или приезжие водители, мужчины или женщины,  байкеры, велосипедисты? Среди них есть «постоянные клиенты» – лихачи, автохамы?

– Нарушают ПДД все. Просто многие надеются на авось. А вдруг не заметят. А если заметили, начинают оправдываться, мол, спешим, негде проехать и т. д. Что касается, например, мотоциклистов… Есть категория, скажем так, порядочных, и пример тому – байкеры. Тот же клуб «Ночные волки» – своей дисциплиной на дороге они достойны подражания. И надо отметить, что с момента появления байкерского движения стало стабилизироваться всё мотоциклетное сообщество. Более того, зачастую мы с байкерами проводим различные мероприятия, на которых призываем водителей соблюдать ПДД. К сожалению, есть у нас лихачи. Недавно был случай на бахчисарайской трассе, когда несколько водителей демонстративно решили показать, как они могут быстро ездить. Ролик о своих «подвигах» выложили в соцсети. Увы, на всех уже составлены административные материалы, и часть лихачей лишилась водительских удостоверений.

– Каков обобщённый портрет нарушителя ПДД?

– Это и те, кто только получил водительское удостоверение, и те, кто уже имеет какой-то опыт вождения. Но чаще нарушают ПДД водители более младшего возраста. Возможно, ещё и потому, что автомобилисты старшего возраста обучались вождению более качественно. Я в своё время на водительское удостоверение в ДОСААФе учился 6 месяцев. Сегодня это три, а есть ещё и ускоренные курсы. Более того, раньше и в школах обучали вождению. Я в седьмом классе возил силос на ГАЗе.

– Так называемые мажоры доставляют неприятности сотрудникам ГИБДД?

– Когда мы работали по автомобилям с тонированными стеклами, был случай, когда водитель из Казани на БМВ-X5 не останавливался по требованию наших сотрудников. Но принятыми мерами мы его вычислили, задержали, составили административный протокол, судья вынес постановление о его аресте, пять суток он отсидел в Бахчисарае и вышел со словами: «Я ваш Крым видел с… другой картинки» (смеётся).

– В какие необычные ситуации попадали ваши сотрудники? Что вообще должен уметь работник ГИБДД?

– Бывало, наши ребята помогали водителю, которому внезапно стало плохо за рулём, доехать домой. Или сразу везли его в больницу. Так многих спасли от смерти. Были случаи, когда водитель вёз жену в роддом, а автомобиль ломался в пути. Наши ребята доставляли женщину. За годы моей работы в ГИБДД таких ситуаций было очень много. И на самолёты люди опаздывали, когда транспортное средство, на котором они добирались в аэропорт, застревало в пробке. Обращались к нашим сотрудникам, и те доставляли их на рейс. Дорога как жизнь, такая же непредсказуемая. И от «человеческого фактора» никуда не уйти. И мы первыми должны прийти людям на помощь, если у них возникла проблема или, того хуже, беда. Мы давали присягу, носим погоны и являемся представителями власти. И как власть относится к людям, так и они, по большому счёту, относятся к ней.

– А преступников задерживали?

– И не раз. За 30 лет моей службы в ГИБДД довелось побывать в разных ситуациях.

– И вам лично тоже приходилось?

– Куда ж без этого (улыбается). Даже гранатомёты изымали. В лихие 90-е случалось всякое. И стрелять приходилось, и догонять, и задерживать. Доводилось одному с пистолетом в руках по шесть преступников со спущенными штанами, чтобы не убежали, выводить.

– Ещё один участник дорожного движения – пешеход. Летом их число в Крыму тоже возрастает в разы. Дети, которые сейчас на каникулах. С ними проводите профилактическую работу?

– Пешеходы – это ещё и самая незащищённая категория участников дорожного движения. Поэтому им постоянное внимание уделяют Управление ГАИ и подразделения ГИБДД на местах. Мы регулярно проводим мероприятия «Пешеход», «Водитель, притормози, пропусти пешехода!», «Пешеходный переход» и другие, которые направлены на профилактику ДТП как с участием пешеходов, так и наезда на них. В прошлом году усиленное внимание уделяли пешеходным переходам, особенно проверяли их на соответствие стандартам, смотрели, как они оборудованы, чтобы наши пешеходы могли безопасно переходить проезжую часть. Но хочу подчеркнуть, что, даже выходя на пешеходный переход, надо быть очень внимательным. Если говорить о детях, то у нас с Министерством образования, науки и молодёжи Крыма есть совместный план мероприятий. Уроки безопасности дорожного движения проводим в школах и детских садах, наши сотрудники даже присутствуют на родительских собраниях. Ведь примером поведения на дороге для ребёнка в первую очередь являются их родители. И это даёт очень положительный эффект. Активно развиваем ЮИДовское движение. Сейчас наши сотрудники проводят профилактические занятия в детских здравницах и лагерях.

Особый стиль

– Сопровождать VIP-персон сотрудникам ГИБДД часто приходится?

– Есть постановление Правительства РФ, в котором чётко прописано, какие категории транспортных средств и какие граждане подпадают под охрану, в том числе сопровождение автомобилями ГИБДД. Были времена, когда сопровождение было на мотоциклах. Я тоже имел честь лет восемь отъездить на этом виде транспорта.

– А ваш любимый вид транспорта какой?

– Тот, который был первым. У меня это был велосипед. Я до сих пор помню гордость и радость, когда мне родители его подарили. В школе мы как раз изучали правила дорожного движения, и я получил номерной знак на этот велосипед. И ещё удостоверение на право вождения велосипедом. И это было правильно.

– Приходилось наблюдать, как ездят сотрудники ГИБДД. У них особый стиль, «почерк» езды. Этому учат или в процессе работы вырабатывается?

– Приходит с годами. По мере накопления опыта у сотрудника ГИБДД появляется определённая манера вождения. Мы же не сразу человека, который только поступил на службу, сажаем за руль служебного автомобиля. Он стажируется, смотрим как он ведёт себя в той или иной дорожно-транспортной ситуации. Если взять, например, нашу роту сопровождения, которая занимается непосредственно сопровождением охраняемых лиц, делегаций, детей, то они проходят ещё и специальную антитеррористическую подготовку, психологические тесты, сдают зачёты, в том числе и по вождению.

– И через детектор лжи проходят?

– Кому надо, естественно.

– А вам лично приходилось нарушать ПДД?

– В Правилах дорожного движения есть пункты, согласно которым водитель специального транспортного средства имеет право отклоняться от них (правил). Естественно, если речь идет о поимке преступника или жизни человека, то мы иногда отходим от ПДД. Но так, чтобы это не было опасным для остальных участников дорожного процесса.

– Поговорка «Тише едешь, дальше будешь» сегодня актуальна? Или в нынешнее время скоростей она не работает?

– И тем не менее спешить надо медленно.

– А какой святой является покровителем ГИБДД?

– Каждый из нас верит во что-то. Я, как человек земной, тоже верю. Для сотрудников ГИБДД  главная защита – соблюдать и чтить ПДД, и тогда каждому из них будет помогать его ангел-хранитель.

– О чём мечтает руководитель такой структуры, как управление ГИБДД Крыма? Что пожелал бы крымчанам, себе и своим подчинённым?

– Безопасности на дороге. Давайте не будем забывать, что куда бы мы ни выходили или выезжали, нас всегда ждут дома. Как и все, я мечтаю о мирном небе над головой, о благополучии духовном и физическом, о здоровье. И о том, чтобы меньше было ДТП, меньше в них гибли люди и страдали из-за этого их родные и окружающие.

– И вопрос в заключение беседы: служба, которой вы руководите, оснащена не хуже других регионов России?

– На территории Управления ГИБДД вы сами видели транспортные средства, которые сегодня есть у нас, видели оснащение и обмундирование наших сотрудников. Жаловаться на сегодняшнее материально-техническое обеспечение у меня даже язык не повернётся. Это наглядный пример отношения государства к нашей структуре и всей России к сегодняшнему Крыму.

Фото Натальи ГОЦАНЮК