Александр Калягин: о театральной бедности, крымском Авиньоне и счастье
Александр Калягин: о театральной бедности, крымском Авиньоне и счастье
19 ноября 2019 - 15:32
Александр Калягин: о театральной бедности, крымском Авиньоне и счастье 19 ноября 2019 - 15:32
Елена Киреева
Фестиваль «Крымская театральная осень», который в эти дни проходит в трёх городах нашей республики, посетил председатель Союза театральных деятелей, художественный руководитель московского театра Et Сetera, но прежде всего всенародно любимый артист Александр Калягин. Зрители, которые собрались в Ялтинском театре на спектакле национального молодёжного театра Республики Башкортостан им. Мустая Карима, встречали актёра аплодисментами. «Крымской газете» удалось поговорить с Александром Калягиным.
Александр Калягин на фестивале «Крымская театральная осень». Фото: Михаил РОЗЕНШТЕЙН

Он рассказал о…

 

О Ялте

Я люблю Ялту давным-давно. Всё люблю здесь: и сутолоку, и чистое (иногда грязное) море. И солнце люблю, и людей, вкусную еду люблю, разнообразную. Ялта – уникальный город.

 

О восстановлении Ялтинского театра

Ни разу не играл на этой сцене, хотя меня приглашали. Не удалось. Но я участвовал не в проекте создания, смотрю, стоит уникальное здание, ничего с ним не делают, уже рухнуло всё. Я попросил нашего президента Владимира Владимировича Путина каким-то образом отреагировать на это. Он поговорил тогда с Кучмой – и лёд тронулся. Постепенно, тяжело, но тронулся. А потом получилась та красота, которую вы видите.

(Александр Калягин стоял у истоков возрождения здания театра, который был закрыт с 1996 года. В 2008 году после завершения ремонтных работ, профинансированных российским бизнесменом Александром Лебедевым, театр вновь принял зрителей.)

 

О крымском Авиньоне

Здесь проходят прекрасные фестивали. На одном мы сейчас присутствуем. Национальные театры – это проблема для России. Но то, что происходит, ещё не Авиньон, к сожалению. Авиньон – это знаменитый французский театральный фестиваль, который стал международным, всемирным. Туда приезжают разные труппы, которые в течение почти месяца играют и на улицах, и в разных дворцах (в Папском тоже). Причём труппы всё время меняются.

Для такого нужны денежные вложения. Это фестиваль потрясающий, потому что там всегда какие-то новые театральные явления. Туда приезжают и отбирают спектакли и выдающихся, и молодых режиссёров, которых никто не знает. Но это действительно мировая гордость. Я был в восторге и просто ошеломлён от наплыва людей. Это месяц праздника! Там жарко, душно, почти как в Ялте в такие крутые солнечные дни. Но всё работает, все играют. И ничего кроме театра нет. Это знак культуры. Знак того, что нация в порядке. Французская нация.

(Александр Калягин считает, что Ялта обязана стать местом проведения подобных масштабных театральных событий.)

 

О бедности

Вы думаете, что в Севастополе легко? Там тоже есть свои трудности. И бедность театральная заключается в том, что сейчас театральный язык очень богат. В театре слилось множество видов искусства – от кино и телевидения до 3D и 5D. Чёрт-те что происходит на сцене ради того, чтобы спектакль был интересен, доходчив и чтобы зритель приходил туда. Такой магнит, чтобы всё время имел напряжение. До этого Ялте ещё далеко, до труппы (речь идёт о собственной труппе Ялтинского театра. – Ред.), поверьте мне. Поэтому театр, к сожалению, имеет только гастрольную площадку.

 

О чеховском фестивале

У нас есть прекрасный международный театральный фестиваль в Москве имени А. П. Чехова. Три месяца идёт. Задействованы все лучшие театральные площадки столицы. Вот так надо подходить, минимум четыре-пять маленьких и больших театров, тогда и труппа будет, и все задействованы. На чеховский фестиваль иностранцы с радостью приедут. С удовольствием будут показывать свои чеховские спектакли и не только. Ведь Чехова обожают иностранцы во всём мире. Не использовать это имя, нашу гордость – это кощунство.

 

О счастье театралов

Перед вами сидит такой человек-ворчун (смеётся). Это не значит, что здесь плохо. Нет. Здесь очень хорошо. Фестивали существуют, приезжают труппы. Я прошёлся по фойе этого знаменитого театрального здания и увидел, какие здесь прекрасные актёры выступают. Конечно, здесь не хватает ещё театральной культуры. А для того, чтобы она была, вы тоже должны этого хотеть. Вы должны настаивать на том, чтобы здесь было много театров в разных видах и разных формах. Я считаю, что отчасти вы уже счастливые люди, когда идёте в этот театр и к вам приезжают, и вы смотрите спектакли. Ведь театр – это всё.

 

О Годе театра

Мы сейчас проведём форум в Москве (восьмой по всей стране), подведём итоги. Проблем много, поверьте мне, но есть и много хорошего. По крайней мере, есть одна большая удача: в Год театра многие губернаторы и мэры немножко голову повернули в нашу сторону. Это очень важно. Я знаю губернаторов, которые искренне помогают театру, а есть люди, которым нужно намекнуть, подтолкнуть и показать. Знаете, как в России возник театр? Только потому, что император там часто бывал. Император, великие князья, великие княгини – они приходят – и все мчатся на следующий день.

Денег дали. Тюзам дали, развиваются и очень важное юношеское театральное движение, и драматические театры. Но проблем много, пальцев не хватит.

Иногда не всё зависит от президента. 90% зависит от местной власти. Я сейчас приехал в Крым и вдруг получаю новость о театре Афанасьева (Новосибирский городской драматический театр. – Ред.). Он всё время ютился в полуподвальном помещении. А мэр обещает, что построят отдельное здание, прошло уже 30 лет. Тридцать! А сегодняшняя новость – часть помещений у театра отбирают… Ну что же это? От кого зависит?

 

О театральной инфраструктуре в Крыму

Я пока не вижу ничего. Это героические поступки индивидуалов, великих театральных индивидуалов. Вот мастер-класс дадут, круглый стол организуют. Вот Союз театральных деятелей вовсю проводит всякие семинары. Это подвиг. Но это единожды. Пока не развивается, честно говоря.