5 рекордов Керчи: От первой домны до первого лихтеровоза
5 рекордов Керчи: От первой домны до первого лихтеровоза
14 декабря 2016 - 15:42
5 рекордов Керчи: От первой домны до первого лихтеровоза 14 декабря 2016 - 15:42
Ирина Гуливатая

 

Город-герой, город-труженик Керчь гордится своим военным прошлым. И помнит о своём особом вкладе в индустриальное развитие страны, в становление мощного транспортного флота.
Торжественный митинг по случаю запуска домны № 1 Керченского
металлургического завода в 1930 году. Фото: su-industria.livejournal.com

1. Первый крымский город в составе России

Керчь стала первым крымским городом, вошедшим в состав России. В 1771 году Керчь была взята войсками Второй русской армии под командованием князя Долгорукова, а окончательно присоединена к России в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору. Согласно условиям этого договора, к России переходили Азов, Керчь, Еникале, Кинбурн и земли между Днепром и Бугом. Крым и сопредельные татарские области объявлялись независимыми от Турции. Торговые суда России получили право свободного плавания по Чёрному морю с правом выхода в Средиземное. В феврале 1779-го Керчь вошла в состав Азовской губернии, и по указанию Екатерины II эти земли были заселены греками, служившими под предводительством графа Орлова-Чесменского.

Летом 1941 года на Керченском металлургическом заводе был изготовлен бронепоезд «Войковец».
В августе – октябре он принимал участие в боях против немцев в северном Крыму.
Фото: su-industria.livejournal.com

2. Первый в Крыму железоплавильный завод

В 1846 году в Керчи был основан первый в Крыму железоплавильный завод. В небольшой доменной печи выплавлялся чугун из местной железной руды на привозном донецком угле (по другим данным – на дровах). Первая домна работала исправно, поначалу выдав из 1092 пудов руды 107 пудов чугуна. Большое содержание фосфора в руде затрудняло её переработку в хорошее железо. Только через десять лет непрерывных поисков, путём проб и ошибок получили чистый чугун. Увы, воспользоваться достигнутым не пришлось: во время Крымской войны 1853-1856 гг. по приказу английского командования оборудование было вывезено на берега Туманного Альбиона, а завод разрушен.

Своеобразным преемником этого завода стал Керченский металлургический завод (КМЗ) 
им. Войкова – он, кстати, был первым советским предприятием такого рода: его запустили в апреле 1930 года, раньше Магнитки и прочих знаменитых металлургических заводов. Правда, в лидерах КМЗ продержался недолго, но при этом именно на нём была внедрена первая в СССР выплавка стали по томасовскому способу (он позволяет получать сталь из железной руды, содержащей много фосфора).

Гребной винт супертанкера «Крым». Фото: ucrazy.ru

3. Первый отечественный супертанкер

Первый в истории отечественного судостроения нефтеналивной супертанкер был построен на керченском судостроительном заводе «Залив» и спущен на воду в апреле 1974 года. Нефтяные суда подобного типа – вообще наиболее крупные в транспортном флоте. А супертанкер «Крым» (так керчане назвали судно) и вовсе великан: длина – 295 метров, ширина – 45. Такие размеры были выбраны специально, чтобы судно могло пройти через проливы Босфор и Дарданеллы. Ёмкости супертанкера могут принять столько нефти, сколько вмещают почти 3000 железнодорожных цистерн – состав длиной в 45 км. «Крым» оказался самым крупным танкером, эксплуатировавшимся не только в СССР, но и в современной России. Он открыл серию из шести советских супертанкеров (вслед за ним были построены супертанкеры «Кавказ», «Кубань», «Кузбасс», «Кривбасс» и «Советская нефть»). А «Крым» в 1989 году продали во Вьетнам, где его название сменилось на Chi Linh. По некоторым данным, сейчас первый советский супертанкер используется во Вьетнаме как плавхранилище.

Супертанкер «Крым». Фото: ucrazy.ru

4. Первый в мире атомный лихтеровоз

Двенадцать лет спустя на том же керченском заводе «Залив» создали ещё одно уникальное судно – первый в мире атомный ледокольно-транспортный лихтеровоз «Севморпуть». Это судно с атомной энергетической установкой мощностью 40 000 л. с. было спущено на воду в 1986 году. Предназначенный для работ в Арктике этот корабль может принять на борт 74 лихтера (прямоугольные баржи) вместимостью 360 т каждый или 1324 контейнера. «Севморпуть» способен самостоятельно следовать во льдах толщиной до одного метра (но при этом может работать и в тёплых водах). С момента подъёма флага и начала работ лихтеровоз «Севморпуть» прошёл 302 000 миль, перевёз более 1,5 миллиона тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора. В 2012 году работа судна была остановлена, в 2013-2016 «Севморпуть» восстанавливали. И 6 мая 2016 года обновлённый лихтеровоз вышел из Мурманска на остров Котельный с грузом стройматериалов и продуктов питания. Сейчас «Севморпуть» – единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой.

Лихтеровоз «Севморпуть». Фото: forum.worldofwarships.ru

5. Крупнейшая в истории ВОВ десантная операция

26 декабря 1941 года в Керчи началась первая и крупнейшая в истории Великой Отечественной вой­ны Керченско-Феодосийская десантная операция. Наши войска должны были овладеть Керченским полуостровом, чтобы отвлечь противника от осаждённого Севастополя и создать условия для освобождения Крыма. Первыми высадку в районе Керчи, на мысы Зюк и Хрони, начали войска 51-й армии генерал-лейтенанта В. Н. Львова. Был сильный шторм, снегопад, и корабли смогли подойти к назначенному району лишь к утру. Прыгая в ледяную воду, солдаты с ходу шли в бой, враг оказывал яростное сопротивление, но ему не удалось сбросить десант в море. Одновременно высадка частей 51-й армии с судов Керченской военно-морской базы производилась в районе Аршинцевской косы. К 30 декабря на Керченский полуостров было высажено около 20 000 человек. В ночь на 29 декабря в Феодосийский залив вошли корабли Черноморского флота, и к утру 30 декабря Феодосия и её окрестности были освобождены от захватчиков. 30 декабря была освобождена и Керчь. Всего с 26 по 31 декабря в Крым было высажено более 40 тысяч человек, доставлено 236 орудий и миномётов, 43 танка. Последующие события из-за просчётов командования приобрели для советских войск трагический характер, но это произошло уже зимой и весной 1942-го.

 

Читайте также

555 Дедов Морозов и другие рекорды Ялты

5 рекордов города Саки

5 рекордов Евпатории: трамвай, здравница и связь с космосом

Пять рекордов Симферополя: Какой инструмент спас «Фиолент» и куда исчез первый в СССР памятник Гагарину