5 рекордов Евпатории: трамвай, здравница и связь с космосом
5 рекордов Евпатории: трамвай, здравница и связь с космосом
23 ноября 2016 - 17:10
5 рекордов Евпатории: трамвай, здравница и связь с космосом 23 ноября 2016 - 17:10
Ирина Гуливатая

 

Древняя Евпатория известна прежде всего как город-курорт. Но этим её достижения вовсе не ограничиваются – ей есть чем гордиться и в промышленном, и в научном плане.
«Приморская санатория», начало ХХ века. Фото: evpatori.ru

1. Первая санатория

Первый в России климатический санаторий (то есть такой, где лечили силами природы, в данном случае – солнцем, песком и морем) открылся в Евпатории в 1905 году. Называлась здравница незамысловато – «Приморская санатория». Кстати, основателем «санатории» был не медик, а художник – академик живописи Николай Лосев. Он всю жизнь страдал артритом, перепробовал много европейских курортов, а в итоге решил построить собственный санаторий в Крыму. «Приморская санатория» принимала 600-700 человек в год. К услугам пациентов была грязелечебница и особый электрический кабинет, где лечили с помощью электрического поля – считалось, что это успокаивает нервы, снижает давление, ускоряет заживление ран. В саду санатория находились женское и мужское отделения для приёма воздушных, солнечных и песочных ванн; на открытом воздухе занимались гимнастикой. Санаторий имел артезианский колодец, водопровод, телефон, собственную электростанцию. В советские времена «Приморскую санаторию» переименовали в санаторий им. Ленина, а после развала СССР он стал санаторием «Приморским».

Вы можте самостоятельно выбрать себе жилье в Евпатории на сайте edem-v-gosti.ru и увидеть все чудеса этого курортного городка своими глазами.

Трамвай в Молочном. Фото: wikimedia.org

2. Единственный трамвай в Крыму и самая короткая трамвайная ветка в мире

Евпатория – единственный город Крыма, где до сих пор сохранился такой вид транспорта, как трамвай (говорят, именно поэтому крымские таксисты-междугородники избегают ездить в Евпаторию, ведь там придётся вспоминать правила движения, связанные с трамваями). А в селе Молочном, что под Евпаторией, с 1989-го действует самая короткая трамвайная ветка в мире: по линии длиной полтора километра курсируют два трамвайных вагона, сцепленные так, что их кабины направлены в разные стороны (так называемый «тяни-толкай»). На маршруте всего две остановки, и обе конечные – «Молочное» и «Пляж». Трамвай находится на балансе пансионата «Береговой» и курсирует только в курортный сезон. Для отдыхающих пансионата проезд бесплатный, остальные пассажиры оплачивают проезд кондуктору. Время в пути чуть больше четырёх минут – так что это, пожалуй, ещё и самый быстрый трамвай в мире. 

Реклама «Приморской санатории». 
Начало ХХ в. evpatoriya-history.info 
Фото: evpatori.ru
«Приморская санатория» принимала 600-700 человек в год. К услугам пациентов была грязелечебница и особый электрический кабинет, где лечили с помощью электрического поля

3. Пепси крымского розлива

В конце 1970-х на прилавках советских магазинов появился до безобразия буржуазный (и от того, наверное, особо вкусный) напиток – пепси-кола. Первым на территории Союза её стал производить Новороссийский завод (в 1974 году), а вскоре к нему присоединился Евпаторийский пивобезалкогольный завод: в 1975 году Совет Министров СССР принял решение о строительстве в Крыму цеха розлива пепси-колы, и в августе 1978-го была получена первая бутылка евпаторийской пепси. На открытии евпаторийского цеха, между прочим, присутствовал сам президент компании «Пепси-кола» доктор Хаммер с супругой. Проектная мощность цеха позволяла выпускать 66 миллионов бутылок пепси-колы в год. Знаменитый напиток продавался в бутылках по 0,33 литра и стоил в полтора-два раза дороже, чем обычная сладкая газированная вода в таре объёмом 0,5 л. Но товар, что называется, не залёживался – летом в крымских гастрономах нередко выстраивались очереди из отдыхающих, покупающих именно пепси-колу и увозящих из Крыма среди прочих сувениров и одну-другую заветную бутылочку. 

Уникальный радиоастрономический телескоп РТ-70 строили
в Евпатории в течение 5 лет (с 1973-го по 1978-й). По комплексу параметров,
по сочетанию огромных размеров с остротой «зрения», способностью
работать в разных диапазонах радиоволн антенна РТ-70 не имеет
равных в мире. Размер зеркала антенны – 70 м. Площадь зеркала – 2500 кв.м.
Высота всей антенны – 83 м. Общий вес всей конструкции – 5200 тонн.
Фото: wikimedia.org

4. Первая телеграмма в космос

Радиопослания инопланетянам человечество отправляло уже не один раз. Но впервые докричаться до внеземной цивилизации попробовали в евпаторийском Центре дальней космической связи в 1962 году. Тогда в космос с помощью уникального радиотелескопа РТ-70 ушло всего три слова: «Мир, Ленин, СССР». Эта «телеграмма» (впрочем, как и последующие послания) осталась без ответа, но с тех пор столицей межпланетных контактов считается именно Евпатория. Второй привет братьям по разуму ушёл из Евпатории в 1999-м, третий – в 2003-м. Длительность этого «космического зова» составила 15 часов. Помимо научной части, которая рассказывала о принципах существования жизни на нашей планете, в послании зашифровано свыше 100 тысяч писем от землян, призывающих инопланетян «дружить, обмениваться опытом и помогать друг другу». Сигнал отправили по 5 адресам: в созвездия Рака, Кассиопеи, Андромеды, Большой Медведицы и Ориона. Ответ пока не пришёл…

В 2003 году актёры евпаторийского Театра на ходулях прошли 
на деревянных ногах 72 километра – расстояние от городской 
набережной до центральной площади Симферополя. Фото: evpatori.ru

5. Дважды рекордсмен Гиннесса

Евпатория дважды отметилась в Книге рекордов Гиннесса. Первый рекорд был зафиксирован 1 июня 2003 года. В этот день в Евпатории праздновали 2500-летие города, и в честь такой серьёзной даты артисты Театра на ходулях решили на скорость преодолеть маршрут от Евпатории до Симферополя. Это расстояние в 72 км артисты прошли за 8 часов, что и стало рекордом.

Второй гиннессовский рекорд Евпатория установила 22 сентября 2011-го. Во время проведения акции «День без машин» 146 чиновников Евпатории во главе с мэром города приехали на работу на велосипедах. Название рекорда звучит так: «Самое большое количество государственных служащих, прибывших на работу на велосипедах».

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

5 рекордов города Саки

5 рекордов Евпатории: трамвай, здравница и связь с космосом

Пять рекордов Симферополя: Какой инструмент спас «Фиолент» и куда исчез первый в СССР памятник Гагарину

5 рекордов Керчи: От первой домны до первого лихтеровоза