5 наивных вопросов об электронных трудовых
5 наивных вопросов об электронных трудовых
24 февраля 2020 - 13:07
5 наивных вопросов об электронных трудовых 24 февраля 2020 - 13:07
Кристина Безумнова

C 1 января нынешнего года начал работать электронный учёт сведений о трудовой деятельности, то есть наряду с обычными бумажными трудовыми стали заводить и электронные. Чего ждать от нововведения, разбиралась «Крымская газета».

1. Не станет ли бумажная трудовая недействительной? Оказывается, нет, просто теперь у неё появляется ещё и электронный аналог. То есть теперь все сведения, которые раньше записывались в бумажную трудовую, будут отправляться ещё и в Пенсионный фонд, где и ведётся та самая специальная электронная система учёта.

При этом работник сможет запрашивать сведения из этой системы в виде выписок, будь то бумажные или электронные. Они будут считаться полным аналогом трудовой книжки. Таким образом гражданин уже из выписок сможет полностью собрать аналог своей трудовой. Это, кстати, по мнению юриста, может оказаться и не лишним. Мы же копируем выписки, которые вклеивают в бумажную медицинскую карту. И опыт показывает – не зря, иногда эти бумажки теряются.

Некоторые пессимисты опасаются того, что у Пенсионного фонда что-то выйдет из строя и все данные исчезнут. Но авторы закона считают, что такой сценарий маловероятен. С 2002 года в России действует система персонифицированного учёта, и, например, данные, необходимые для начисления вашей пенсии, итак учитываются в цифровом виде. А ещё в пояснительной записке к законопроекту изначально было сказано, что новая система электронного учёта как раз повысит уровень сохранности сведений о трудовой деятельности – мол, бумажная трудовая книжка может потеряться, а электронная система считается более надёжной.

 

2. Когда делать выбор?

В течение 2020 года предстоит выбрать: или совсем отказаться от бумажной трудовой книжки или сохранить её наряду с электронной. Сделать это можно по 31 декабря 2020 года включительно. Для этого нужно подать на работе письменное заявление о своём выборе. Хотя не стоит торопиться – сначала работодатель должен письменно уведомить работников об изменениях и предложить сделать выбор. И если вы не подадите заявления, то работодатель продолжит вести вашу бумажную трудовую книжку вместе с электронной. И это отнюдь не помешает потом отказаться от неё и перейти только на электронный учёт.

При отказе же от бумажной трудовой туда больше не будут вносить записи, а книжку отдадут работнику, в ней будет указано, что её вам выдали из-за перехода на электронный учёт. И все сведения будут учитываться только в электронной системе. При этом вернуться к бумажному варианту будет уже невозможно. Какой вариант вы выбрали, будет отмечено в системе электронного учёта и в выписках из неё.

 

3. Если человек без работы, а бумажная трудовая на руках?

Оказывается, волноваться не стоит – сделаете свой выбор, когда устроитесь на работу, пусть и после 2020 года. Заявление о своём выборе напишете новому работодателю. Если вы решите сохранить бумажную трудовую книжку, всё будет как раньше – новому работодателю надо принести только её. Хотя добавится одно новшество: при увольнении работодатель, как и прежде, сделает запись об этом в бумажной трудовой и выдаст вам её. Но эти сведения он отправит и в электронную систему учёта.

При новом трудоустройстве работник должен будет предъявить для оформления и бумажную трудовую книжку, и сведения из электронной системы учёта. Получить их можно в МФЦ, в отделении ПФ, через «Личный кабинет» на сайте Пенсионного фонда и на портале госуслуг.

 

4. Как будет в случае увольнения?

При отказе от бумажной трудовой работодатель внесёт информацию об увольнении в электронную систему учёта, а в последний день работы выдаст сведения за период, пока вы работали у него. Эта «выписка» выдаётся в бумажном виде или отправляется по электронной почте.

Выписки, которые будут выдавать работодатели при увольнении, и выписки, полученные в Пенсионном фонде или МФЦ, будут отличаться. Каждый работодатель будет выдавать только сведения о вашей работе у него. А вот в ПФ или МФЦ можно будет получить и полную выписку – обо всех (отражённых в электронной системе) местах работы.

Что касается нарушителей трудовой дисциплины, уволенных «по статье», жизнь у них несколько осложнится – теперь не получится просто «потерять» трудовую, чтобы новый работодатель не увидел эту запись. Выписка из электронной системы, хоть от последнего работодателя, хоть от ПФ или МФЦ, будет содержать сведения о последнем увольнении.

 

5. Каковы сроки внесения сведений в электронную систему?

В законе нет никаких оговорок относительно сведений о приёме на работу, если человек отработал меньше шести дней. И если вы проработаете в компании всего день-два, кадровикам как и сейчас едва ли захочется тратить время на то, чтобы оформить по всем правилам приём, увольнение и подать сведения о вас. Если они смогут обойтись без формальностей, то в электронную трудовую эта история не попадёт. Но вот если уже издан приказ о приёме на работу и в компании строго проводятся все кадровые процедуры, то кадровикам придётся соблюсти все формальности: увольнение и подачу сведений в электронную систему. Точно так же придётся действовать, если вы хотите получить оплату за отработанные дни.

А вот с 2021 года работодатели должны будут подавать сведения о приёме сотрудника на работу в день издания приказа о приёме или на следующий день. Поэтому может получиться так, что сведения о приёме на работу подадут в электронную систему в первый же день или на следующий. Значит, если вы решите уйти, точно придётся оформлять увольнение – тоже с занесением в электронную систему.

 

Компетентно

Завотделом развития социального партнёрства и трудовых отношений Министерства труда и соцзащиты Республики Крым Ольга Крыгина отмечает:

– Ведение электронной трудовой книжки реализуется в рамках развития национального проекта «Цифровая экономика». В 2020 году данный законопроект введён в экспериментальном режиме, но начиная с 2021 года поправки в трудовом законодательстве вступят в полную силу.