10 вопросов о работе службы, контролирующей финансовые потоки Крыма
10 вопросов о работе службы, контролирующей финансовые потоки Крыма
01 декабря 2017 - 15:25
10 вопросов о работе службы, контролирующей финансовые потоки Крыма 01 декабря 2017 - 15:25

В этом году Федеральное казначейство России отмечает 25-летний юбилей. О некоторых аспектах деятельности структуры, без которой не может существовать финансовая система страны и Крыма, в частности, банковской карте «Мир» и других новшествах «Крымской газете» рассказала руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Крым Жанна Заевская.
Глава управления Федерального казначейства по Республике Крым Жанна Заевская

1. Каковы функции УФК по Республике Крым? В чём состоит казначейское обслуживание?

– Управление осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета и трёх бюджетов внебюджетных фондов, а также бюджета Республики Крым и бюджетов 279 муниципальных образований на основании заключённых с исполнительными органами власти республики и муниципальных образований 746 соглашений и 561 регламента.

2. Кроме открытия и ведения лицевых счетов, проведения кассовых выплат из бюджета и учёта операций с бюджетными средствами чем ещё занимаются органы казначейства?

– Они также осуществляют предварительный контроль за правильностью размещения заказчиками информации на всех стадиях планирования и осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, текущий контроль над непревышением кассовых выплат над суммами доведённых бюджетных данных и санкционирование оплаты денежных обязательств, а также последующий ревизорский контроль в финансово-бюджетной сфере.

Управлением организовано подключение 2785 клиентов к системе удалённого финансового документооборота.

Региональным центром регистрации управления с начала года выпущено около 11 тысяч сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Управление также представляет в судах интересы Федерального казначейства, Минфина России и Правительства РФ. Сегодня мы участвуем в 148 судебных делах, это на 41% больше, чем в 2016 году.

За 11 месяцев 2017 года в управление предъявлены к исполнению 625 исполнительных документа на сумму 253 миллиона рублей, что уже на 56% больше, чем в 2016 году.

3. Кто находится под казначейским сопровождением в Республике Крым и что это такое?

– В 2017 году казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по всем контрактам (договорам) федеральных казённых, бюджетных и автономных учреждений на сумму более 100 тысяч рублей, все расчёты по государственному оборонному заказу, а также использование средств из федерального бюджета в виде взносов в уставные капиталы и вклады в имущество юридических лиц, субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, как исполнителями, так и соисполнителями в рамках этих контрактов (договоров).

На 1 ноября в управлении открыто 414 лицевых счетов юридическим лицам по госконтрактам (контрактам, договорам, соглашениям), подлежащим казначейскому сопровождению (в 9 раз больше, чем в 2016 году), с которых оплачено около 6,5 млрд рублей. Причём перечисление средств производится после предоставления документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров. То есть обеспечивается контроль на всех уровнях кооперации, начиная со счёта заказчика и до конечного исполнителя, соисполнителя, что значительно повышает финансовую дисциплину.

4. Что такое казначейский мониторинг? На кого он распространяется в Республике Крым?

– Бюджетный мониторинг представляет собой проведение на системной и регулярной основе сбора и анализа информации о предмете и деятельности субъекта бюджетного мониторинга с использованием государственных информационных систем, об отображаемых в них операциях и действиях для недопущения нарушений бюджетного законодательства.

Управление осуществляет бюджетный мониторинг средств, получаемых из федерального бюджета крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями по договору (соглашению) для достижения целевых показателей программ развития агропромышленного комплекса в республике, а также средств для реализации мероприятий, связанных с обеспечением каналами связи Республики Крым с использованием существующей (строящейся) электросетевой инфраструктуры. На 1 ноября в управлении открыто 194 лицевых счёта крестьянским (фермерским) хозяйствам, кассовые расходы по которым составили 468,5 млн рублей.

5. УФК по Республике Крым влияет на сокращение наличного денежного оборота?

– Действительно, в секторе государственного управления одним из направлений развития системы бюджетных платежей является минимизация наличного денежного обращения. Начиная с 2015 года управлением проводились мероприятия, направленные на перевод клиентов при обеспечении наличными денежными средствами от чековых книжек к расчётным (дебетовым) банковским картам как для получения и внесения наличных денежных средств, так и для осуществления безналичных расчётов за товары (работы, услуги).

С каждым годом увеличивается количество клиентов управления, которые используют банковские карты. Если в 2015 году было оформлено 20 банковских карт 13 клиентами управления, то в 2016 году уже 265 клиентов осуществляли операции с наличностью с использованием банковских карт. А по состоянию на 1 ноября банковские карты используют 318 клиентов, которым оформлено 452 банковские карты, что в 1,2 раза больше, чем в 2016 году.

6. В чём особенность платёжной карты «Мир»?

– Сегодня очевидна необходимость замены международных платёжных карт картами национальной платёжной системы при проведении государственных выплат в полной мере. В Крыму пока особенно чувствителен отказ международных платёжных систем от обслуживания своих карт. Поэтому наш регион был выбран в качестве пилотного субъекта по апробации новой технологии при осуществлении выплат застрахованным лицам из Фонда социального страхования России. В сентябре – ноябре 2017 года управлением осуществлялось пилотное внедрение нового платёжного инструмента применительно к выплатам госучреждения – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Крым физическим лицам на карты платёжной системы «Мир».

Общее количество перечислений уже составляет 95 выплат на общую сумму более миллиона рублей. Из них денежные средства направлялись на оплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребёнка и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.

Суть новой технологии в том, что для осуществления страхователем выплат застрахованному лицу не обязательно знать номер его банковского и корреспондентского счёта, БИК и наименование кредитной организации. Достаточно знать только номер карты. И главное, что системой «Мир» сокращаются сроки доведения денежных средств до получателя соответствующего пособия.

7. Что такое финансирование под потребность?

– Один из эффективных инструментов управления финансами – механизм перечисления региональным и муниципальным бюджетам субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов под фактическую потребность в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам (договорам) на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. Это позволяет минимизировать остатки неиспользованных целевых средств на счетах регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований, эффективно и рационально использовать целевые средства.

В текущем году управление осуществляет операции по 80 соглашениям, заключённым федеральными ведомствами с Советом министров Республики Крым на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Общая сумма таких соглашений на 2017 год – 71,8 миллиарда рублей, кассовые выплаты по ним с начала года составили 38,4 миллиарда рублей (53,4%).

Наиболее значительные суммы предусмотрены соглашениями о выделении субсидий из федерального бюджета бюджету РК на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» – 47 миллиардов рублей (оплачено 16,5 миллиарда); компенсацию территориальным сетевым организациям выпадающих доходов вследствие установления в 2017 году тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня – 6,8 миллиарда рублей (оплачено в полном объёме); развитие агропромышленного комплекса – 1,2 миллиарда рублей (оплачено 0,9 миллиарда); финансовое обеспечение дорожной деятельности – 1 миллиард рублей (оплачено 0,3 миллиарда).

8. Какие средства УФК по Республике Крым может контролировать?

– В финансово-бюджетной сфере управлением осуществляются плановые и внеплановые контрольные мероприятия по проверке средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов и государственных внебюджетных фондов. Под контролем УФК по Республике Крым находятся государственные корпорации и компании; хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных капиталах; товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации; региональные операторы, а также государственные казённые, бюджетные и автономные учреждения и юридические лица, получающие средства из федерального бюджета.

Центральным аппаратом Федерального казначейства ежегодно проводятся проверки использования средств субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Крым на реализацию мероприятий ФЦП. Общая сумма проверенных управлением средств за 10 месяцев 2017 года составила 44,4 миллиарда рублей, в 2016 году – 47,6 миллиарда. Выявлено нарушений на сумму 27,8 миллиона рублей, в 2016 году – 556,6 миллиона. Оформлено 3 проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения на сумму 5,2 миллиона рублей, по результатам рассмотрения которых на основании приказов Министерства финансов РФ средства были взысканы в доход федерального бюджета. На 1 ноября вынесено 9 определений о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении должностных лиц.

9. Что такое «Электронный бюджет» и как с ним работать?

– Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» создаётся как информационное пространство, обеспечивающее прозрачность, открытость и подотчётность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; применение современных информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.

Координатором ГИИС «Электронный бюджет» является Министерство финансов РФ, оператором – Федеральное казначейство, участниками – государственные органы, органы местного само-управления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения и юридические лица, получающие средства из бюджетов бюджетной системы РФ, а пользователями – физические и юридические лица, использующие информацию, размещаемую в открытой части этой системы.

Сегодня в ГИИС «Электронный бюджет» уже используется подсистема ведения нормативно-справочной информации – сформирован реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В этот сводный реестр включено 2959 учреждений, зарегистрированных в Республике Крым.

С 1 января 2018 года в подсистеме учёта и отчётности ГИИС «Электронный бюджет» будет размещаться бюджетная отчётность всех субъектов РФ и муниципалитетов.

Подсистемы управления закупками и управления расходами в «Электронном бюджете» сейчас реализованы только на федеральном уровне (в республике подключено 213 и 155 организаций соответственно) и станут обязательными к использованию для всех с 2019 года.

10. Как подбираются кадры для работы в УФК по Республике Крым? Их дефицит существует?

– Укомплектованность управления кадрами сегодня не превышает 80%, и мы приглашаем к себе на работу всех, кто хотел бы связать свою жизнь с казначейством, кто готов работать на государственной гражданской службе действительно с полной ответственностью и постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Ежемесячно мы информируем о потребности в кадрах Центр занятости и размещаем информацию о конкурсах на замещение вакантных должностей на сайте управления и в государственной информационной системе в области госслужбы. Мы также наладили сотрудничество с ведущими вузами республики. В функциональных и территориальных отделах управления студенты проходят производственную и преддипломную практики. В Федеральном казначействе в мраморе увековечено высказывание П. А. Столыпина: «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу». Именно такие люди у нас работают.