10 тысяч часов под водой
10 тысяч часов под водой
26 сентября 2015 - 18:01
10 тысяч часов под водой 26 сентября 2015 - 18:01
Кристина Курочкина

 

Коллеги вспомнили незаслуженно забытого родоначальника водолазного дела Феоктиста Шпаковича 
На старом севастопольском кладбище, что раскинулось вокруг церкви Всех святых, какая-то особая тишина. И особое отношение к нему военных моряков: здесь похоронены многие из тех, кто внёс весомый вклад в развитие не только Черноморского, но и всего ВМФ начиная с царских времён. Один из них – полковник Феоктист Андреевич Шпакович. С его именем связано начало водолазного дела в России.
В поисках сокровищ затонувшего английского корабля «Принц».

Феоктисту Шпаковичу довелось жить на стыке эпох, действовать в горниле войн и революций, осваивать необычную для того времени профессию водолаза. Имя его было незаслуженно забыто, а могилу разрушили вандалы.

Родился Феоктист Шпакович в Севастополе в 1879 году. Окончив реальное училище, поступил в Технологический институт, но по семейным обстоятельствам был вынужден пойти работать.

Феоктист Андреевич Шпакович – первый руководитель ЭПРОНа.

В 1906 году его приняли на должность заведующего водолазным складом Севастопольского военного порта. Феоктист Андреевич освоил все тонкости водолазного дела и уже через два года считался одним из лучших водолазов. Он впервые предложил понтонный метод судоподъёма. В 1907 году командование порта направило Шпаковича в Кронштадскую водолазную школу. Все экзамены он сдал экстерном и получил первое офицерское звание. После возвращения в Севастополь ему поручили руководить всеми подводными работами на шельфе Крымского полуострова.

– Вы только вдумайтесь, – рассказывал заместитель командира учебного батальона Василий Гренадеров, – Шпакович принимал участие в подъёме носовой части подводной лодки «Камбала» (1909 г.), подъёме турецкого крейсера «Меджидие» (1915 г.), поиске затонувшего в 1854 году английского корабля «Принц» (1924 г.), руководил подъёмом подводной лодки «Пеликан» (1924 г.).

В 1926 году по предложению Шпаковича открыли водолазные курсы ЭПРОНа, которые в 1928 году объединили с водолазной школой. И он 13 лет руководил этой школой. После создал и руководил водолазным техникумом в Балаклаве. У него более 10 000 часов напряжённых водолазных работ под водой, на его счету более 25 кораблей, вырванных из подводного плена. Он обучил тысячи квалифицированных специалистов не только для Черноморского, но и всего Военно-морского флота, награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени.

Умер Шпакович в 1964 году.

Восстановить его разрушенную вандалами могилу взялся Объединённый учебный центр, где готовят военных спасателей и водолазов. Недавно коллеги родоначальника водолазного дела собрались у памятника Шпаковичу и заверили, что будут теперь содержать его в образцовом состоянии.

Фото автора.