Жилищные сертификаты детям-сиротам, замалчивание травли в школах, беременные в СИЗО и соцпроекты: интервью детского омбудсмена Ирины Клюевой

Жилищные сертификаты детям-сиротам, замалчивание травли в школах, беременные в СИЗО и соцпроекты: интервью детского омбудсмена Ирины Клюевой

Фото: пресс-служба Уполномоченного по правам ребёнка в РК
Крымская газета
Жилищные сертификаты детям-сиротам, замалчивание травли в школах, беременные в СИЗО и соцпроекты: интервью детского омбудсмена Ирины Клюевой
Пятница, 22 сентября - «Крымская газета».

Когда детям-сиротам начнут выдавать жилищные сертификаты, как работают социальные службы и в чём миссия детского омбудсмена – об этом «Крымской газете» рассказала Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Крым Ирина Клюева.

Тяжёлое прозрение

Ирина Дмитриевна, во время урока «Разговор о важном», который глава государства проводил в День знаний для школьников страны, Максим из Севастополя предложил создавать при школьных театрах секции научного стендапа. Как относитесь к такой инициативе?

– Положительно! И президент поддержал это предложение. Причём заметил, что такие уроки уже проводятся в наших школах. Это не ново. Мы все учились в школе и помним, что у одного преподавателя на уроках было безумно интересно, а у другого – скучно. У нас есть учителя, победители педагогических конкурсов, которые действительно преподают в форме, близкой к стенд-апу. Но всё ли можно в этот формат поместить? На мой взгляд, дело вовсе не в самом стендапе, а в том, насколько интересно может преподаватель донести до ученика свой предмет.

Когда я преподавала в школе, то всегда хотела, чтобы мой предмет вызывал искренний интерес у учеников. А учитывая, что я вела географию, мне вообще легко было придумать миллион разных вариантов ведения урока, чтобы заинтересовать детей и дать им импульс к поиску новой информации. Поэтому я думаю, что всё зависит от преподавателя.

– С этого года учебная программа дополнится образовательными путешествиями. Сначала их протестируют в школах 22 пилотных регионов, среди которых есть Севастополь, но нет Крыма. Как думаете, когда присоединимся?

– Как у нас обычно происходит, несколько регионов выбраны пилотными. Некоторое время они будут работать в этом направлении, а затем к программе присоединятся и другие субъекты. По-моему, у Крыма вообще нет для этого препятствий. Мы можем разработать тысячи маршрутов. Это и исторические места, и уникальнейшие географические объекты. Возвращаясь к своему школьному крымскому детству, вспоминаю прекрасный маршрут «Солнечный поход». Мы, ученики седьмых, восьмых и девятых классов, брали рюкзаки и на четыре дня отправлялись со школьными учителями в крымские горы. Посещали памятные места и архитектурные объекты, изучая всё на своём пути. До сих пор остались тёплые воспоминания от такого замечательного школьного туризма.

– Исследование показало, что более 90% подростков в России сталкиваются с цифровыми угрозами (фейки, мошенничество, игровая зависимость, интернет-зависимость и травля). Около 30% несовершеннолетних рассказали, что испытывают недостаток информации о том, как на них реагировать.

– Я недавно тоже ознакомилась с этой статистикой, и, в общем-то, в ней нет ничего удивительного. Несмотря на то что ведётся огромная информационная работа, многое зависит и от самих несовершеннолетних, от их желания воспринимать информацию. Они же уверены в том, что знают о кибербезопасности всё! Больше, чем взрослые. И вот тут как раз наступает тяжёлое прозрение.

В крымских школах уже не первый год преподаются основы компьютерной грамотности. На этих уроках говорим о безопасности предоставления персональных данных, об умении отличать фейковую информацию от правдивой. Кроме компьютерной безопасности, говорим и о буллинге. Это уже более серьёзный вопрос. Мы объясняем, что, подвергшись травле, ребёнок должен тут же рассказать об этом родителям и учителям. Если реакции от них не последует, чтобы защитить себя, необходимо обратиться к уполномоченному по правам ребёнка и в правоохранительные органы. Эти моменты должны немедленно пресекаться.

– К сожалению, некоторые педагоги почему-то стараются не обращать на это внимания…

– Да! Кстати, не все школы готовы показывать, что в их стенах происходит травля. Когда в мой адрес поступают обращения родителей, дети которых подвергаются буллингу, я сразу выезжаю на место, чтобы разобраться в ситуации. Иногда вижу, что педагогический коллектив и персонально учитель мало того, что не готовы видеть проблему, ещё и пытаются настроить всех против (подвергшегося травле. – Ред.) ученика, показать, что якобы он сам виноват. На мой взгляд, это свидетельствует о непрофессионализме педагога. Значит, мы должны больше работать в этом направлении, что и делаем вместе с прокуратурой.

– Отталкиваясь от своего педагогического опыта, что вы вернули бы в школьное образование?

– На волне Крымской весны мы поняли, как важен мощный воспитательный компонент в школах. Без патриотического воспитания не вырастить граждан, которые бы поддерживали свою страну, боролись за неё. И сегодня мы видим, насколько это было справедливо. Со временем все моменты были учтены нашим правительством, и президент акцентировал внимание на необходимости патриотического воспитания.

Теперь и трудовое воспитание возвращается в школы. Что было плохого в том, что девочки умели готовить еду, а мальчики – мастерить табуретки? Мне, например, очень помогли школьные навыки шитья. В тяжёлые девяностые я шила одежду для всей семьи. Что было плохого, когда мы изучали гражданскую оборону? Мы знали, как оказать первую помощь, как использовать средства индивидуальной защиты. Нынешние времена показывают, что это нужно знать каждому. Поэтому я вижу, что всё хорошее и нужное на сегодняшний день возвращается в школы.

Разумные проценты

– Недавний соцопрос показал, что почти четверть взрослых россиян не имеет детей. Как вы считаете, что поможет изменить ситуацию?

– Последнее выступление президента по демографическому вопросу показывает, насколько он тоже вовлечён в эту проблему и насколько остро она стоит в нашей стране. Понятно, что есть научные объяснения спаду рождаемости. Тем не менее президент говорил о том, что правительство должно разработать дополнительные меры для преломления ситуации. Мы сегодня видим, что материнский капитал и на первого ребёнка уже выдают, в целом идёт мощная социальная поддержка семей с детьми. На мой взгляд, кроме этих мер поддержки, есть ещё факторы, которые могли бы способствовать росту рождаемости. Первый фактор – это, конечно, экономическая ситуация. Человек должен быть уверен в своей работе и в постоянном доходе. И второй – возможность брать (ипотечные. – Ред.) кредиты под разумные проценты. Мы же понимаем, как сложно молодой семье снимать жильё.

– В Ялте уже выдают 10 тысяч рублей на каждого новорождённого. А какие меры поддержки есть в других российских регионах, которые мы могли бы перенять?

– Недавно я вернулась из Мурманска. Там служит мой сын, у него родилась дочка. И к выписке из роддома там выдают в подарок комплект для новорождённого с надписью: «Ты родился на Севере!». Это приветствие маленького жителя и благодарность семье за него. Во многих субъектах тоже дарят подобные наборы. Например, опять же, в Мурманской области назначаются ежемесячные доплаты семьям, у которых появился ребёнок. В Крыму тоже всё будет, вот и в Ялте уже начали выдавать.

– Какие задачи стоят перед детским омбудсменом по нацпроекту «Демография»?

– Конечно, в первую очередь стоит обратить внимание на аборты. На сегодняшний день недостаточно сделано для того, чтобы дать женщине понять: прерывание беременности – это не выход из ситуации. Запрет тоже не решит этот вопрос. Он может привести к росту подпольных абортов и смертей женщин. Поэтому эта работа должна вестись мягко, с оказанием огромной поддержки женщине, которая почему-то принимает такое решение (если нет медицинских показаний). Естественно, нужна и сильная поддержка психологических служб. Вообще, нам разные психологи нужны: не только в медицинских консультациях для работы с женщинами, но и в школах, с участниками специальной военной операции и их семьями. Перспективы работы у психологической службы огромные. Сегодня наступил такой переломный момент, на мой взгляд, когда государство уже должно поднять престиж профессии психолога.

За руку на работу

– Дети-сироты и дети, лишённые родительского попечения, чаще направляются в интернатные учреждения или в приёмные семьи?

– По-прежнему потихоньку растёт процент детей-сирот, помещённых в приёмные семьи или под опеку. Всё меньше ребят воспитывается в Чернышевском детском доме и в доме ребёнка «Ёлочка». Тем не менее хочу обратить внимание на то, что ежегодно большое количество детей отнимают у родителей из-за их асоциального образа жизни. Некоторые специалисты социальных служб чуть ли не за руку водят этих родителей на работу.

На мой взгляд, нужно ужесточать законодательство по отношению к таким семьям. Во-первых, должно быть принудительное лечение от алкоголизма. Давайте не будем, как страусы, зарывать голову в песок и прятаться. Есть проблема и, значит, её нужно решать. А сделать это можно только радикальным способом. Во-вторых, необходимо обязательное трудоустройство.

– Беременные, которые содержатся в СИЗО Симферополя, сами должны обеспечить себя и ребёнка?

– Я постоянно нахожусь в контакте с нашим СИЗО. Часто посещаю несовершеннолетних и одновременно, естественно, смотрю, в каких условиях находятся беременные и родившие. Надо отметить, в следственном изоляторе для них созданы максимально комфортные условия. Приобретаются необходимые одежда и вещи, подгузники и питание для малышей.

Рожениц скорая помощь отвозит в родильное отделение. Там они наблюдаются у врача и, если всё благополучно, их выписывают. Они с ребёночком находятся в СИЗО до той поры, пока суд не примет иное решение.

– Как решается проблема с обеспечением детей-сирот жильём?

– Есть Закон Российской Федерации о предоставлении жилищного сертификата детям, которые имеют статус «ребёнок-сирота» и «оставшийся без родительского попечения». И сегодня все субъекты РФ должны привести свои законодательные акты в соответствие с этим требованием. Ждём несколько разъяснений от центральных органов власти, потому что порядок не до конца понятен. Скорее всего, уже со следующего года мы будем работать в двух направлениях: строительство и приобретение жилья и выдача жилищного сертификата. Это должно улучшить ситуацию с очерёдностью. На сегодняшний день в республике уже 3 700 человек стоят в очереди (на получение квартиры. – Ред.). И она существенно увеличилась, несмотря на то что каждый год строится и приобретается жильё.

Плюс жилищного сертификата в том, что многие сироты уже выросли и обзавелись собственными семьями. Некоторые оформили ипотеку, и в этой ситуации сертификат будет прекрасным подспорьем.

Кроме того, ребята, выходя из детских учреждений, из приёмных семей, заключают браки. Они могут объединить жилищные сертификаты для приобретения жилья.

Жилищный сертификат не привязан к территории нашей республики. Уехав в другой регион России, человек может использовать его для решения жилищного вопроса там.

– С какими проблемами к вам чаще обращаются на личных приёмах?

– Наиболее частые касаются семейных отношений. Это препятствия для общения с детьми после развода, неисполнение решения суда после расторжения брака, сокрытие места нахождения детей. Это и невыплата алиментов. Не умея найти нормальный, человеческий выход из сложившейся ситуации, родители перекладывают на ребёнка негатив, неприязнь, а иногда и ненависть по отношению друг к другу. В итоге дети становятся жертвами своих любящих родителей. Вообще, все беды детей происходят по вине взрослых.

Уголовная ответственность

– Фонд президентских грантов выделяет 10 млрд рублей на реализацию социально значимых инициатив некоммерческих организаций. А каких проектов не хватает Крыму?

– Серьёзных социальных проектов у нас единицы. Не хочу никого обидеть. Но могу назвать, пожалуй, только Благотворительный фонд социальных и творческих инициатив «Живая вода», который проводит конкурс «Преград нет». Иногда появляются благотворительные организации, а потом раз – и пропали. Гранд отработали – и всё. Я про них не хочу и говорить.

Крыму очень нужны фонды и проекты, которые занимаются сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, такие, как создала Мария Львова-Белова. Перед тем как стать Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка, она реализовала большой проект в Пензе. Там построен некий мини-городок, куда приглашают жить талантливых детей вместе с родственниками из всех российских регионов. Вот такие проекты нужны Крыму!

– Ирина Дмитриевна, несколько лет назад во время интервью «Крымской газете» вы говорили, что ваша главная задача – добиться, чтобы материнский капитал распространялся и на отцов. В итоге это произошло. Сейчас какая у вас цель?

– На сегодняшний день наша главная задача – информировать детей об их правах и ответственности. Необходимо, чтобы ребята росли с чувством, что они очень важны для нашей страны, что они её ценность. Нужно об этом им рассказывать, говорить об их правах. Как только ребёнок родился, у него есть право на жизнь, право на имя и на семью. Дальше – право на образование и медицину. Не каждый ребёнок знает, что с раннего детства имеет право на получение финансового вознаграждения, если занимается рекламой или выступает в качестве артиста или певца.

Также мы говорим об ответственности детей. Не всегда ребята понимают, что с 11 лет они могут быть помещены в специализированное учреждение, если совершили серьёзное преступление, а уголовная ответственность наступает с 14 лет. Для многих это открытие. Вот простой вопрос: имеет ли сотрудник правоохранительных органов право опрашивать несовершеннолетнего без присутствия родителей? Имеет, если в это время будет присутствовать психолог, социальный или педагогический работник. Многие вещи для детей (да и для их родителей) являются открытием.

И возвращаемся к тому, что 90% детей не знают, как себя вести в разных ситуациях. Не знают, как быть и куда обратиться. Об этом мы им и рассказываем. Вот такая наша миссия сегодня.

блицопрос

– С чего начинается ваш день?

– С музыки и стакана воды.

– Опишите себя тремя словами.

– Жизнерадостная, энергичная и… уже бабушка!

– Чего не терпите в людях?

– Хамства, злости и жестокости.

– Если бы основали свой бизнес, чем бы занимались?

– Декоративно-прикладным искусством.

– Где любите отдыхать?

– На Бакальской косе.

– Ваше любимое занятие?

– Чтение.

– Если бы вам пришлось всю жизнь есть одно и то же блюдо, что бы это было?

– Цветная капуста в любых её проявлениях.

– Какой самый необычный подарок, который вы когда-либо получали?

– Один мой односельчанин – а я живу в Первомайском – выпилил из дерева мой портрет, очень красиво получилось.

– Как вам удаётся всегда оставаться такой жизнерадостной и позитивной?

– Я люблю людей и жизнь.

Ирина ГУЛИВАТАЯ




По теме