Почему художники едут в Крым и чем аукнется Западу отречение от всего русского

Почему художники едут в Крым и чем аукнется Западу отречение от всего русского

Фото: newworld-art.ru.
Крымская газета
Почему художники едут в Крым и чем аукнется Западу отречение от всего русского
Четверг, 12 мая - «Крымская газета».

На старте сезона именитые художники России организовали большую выставку «Арт-Волна» в Новом Свете.

Почти «Девятый вал»!

Статусный вернисаж-симпозиум современного искусства, для которого мастера написали и оставили в дар свои полотна, прошёл в одноимённом отеле. Это уже четвёртый симпозиум в одном из самых красивых мест полуострова. В этом году Министерство курортов и туризма РК официально внесло вернисаж в план знаковых культурных мероприятий курортного сезона. Он привлекает в республику не только именитых мастеров кисти, но и гостей, которые едут к нам за новыми впечатлениями, эмоциями, несмотря на приостановку авиасообщения.

Интересно, что каждый год вернисаж получает своё название по выбранной теме: «Арт-Сокол», «Арт-Орёл», «Арт-Сосна». То есть главными героями полотен в прежние сезоны художники делали местные достопримечательности: фантастические горы Сокол, Орёл, царственные сосны Нового Света. На этот раз главная тема – черноморская волна.

Автор идеи, заслуженный художник России, живописец, скульптор, иллюстратор из Архангельска Дмитрий Трубин рассказывает:

– Я написал две работы. Одна – волна умиротворённая, море слегка волнующе-еся, а вторая – могучая, крушащая всё на своём пути, почти девятый вал. Для художника здесь, конечно, из всего можно сделать предмет для живописи. И я надеюсь, что мы каждый год будем встречаться в Крыму. Но, помимо этого, уже в сентябре, то есть совсем скоро, вся эта группа сменит дислокацию с юга на север, попытаемся сблизить Чёрное и Белое моря – поедем на Соловки, будем писать стены монастыря. Вернисаж будет называться «Арт-Стена».

6-й вал.jpg

Художник, искусствовед, член Творческого союза художников России Марина Щёлокова делится впечатлениями:

– Я была на предыдущих трёх симпозиумах. В этом году, конечно, особенная общая ситуация, в том числе политическая. Она напряжённая, заставляет задуматься о смысле искусства, о том, что ты делаешь, о том, какова твоя личная роль. Я увидела волну с философской точки зрения, потому что мне захотелось проанализировать ситуацию. Моя работа называется «Энтропия». Само слово «энтропос» греческое и означает «превращение, изменение». Моя работа – это желание осмыслить, что с нами происходит, желание понять, в каком направлении двигаться дальше.

Битва кистей и машин

Сегодня культивируется мнение, что художники проиграли войну искусственному интеллекту – компьютеру, а значит, их роль в культуре обесценена. Заслуженный художник России, живописец из Твери Геннадий Самойлов уверен в обратном:

– Этот вопрос вообще не может стоять. Это всё равно, что говорить, что дерево не похоже на камень или наоборот. Проиграть машинам художник не сможет никогда. Потому что индивидуальное искусство неповторимо. Вообще, слова «машинерия» и «искусство» – два антипода, две антитезы, как чёрное и белое. И совершенно не имеет значения, как менять цвета, – за изобразительным искусством стоит индивидуальность. Во все времена будут востребованы разовые рукотворные работы, которые создали руки, мозг и мироощущение как инструмент через некую степень таланта. Безусловно, мы можем совместить талант и искусственный интеллект, но это уже другая категория.

Вычеркнуть не значит перечеркнуть

Чем аукнется миру, культуре сегодняшнее желание Запада вычеркнуть всё русское, мы спросили у участников вернисажа.

Заслуженный художник АРК, член Союза художников России, живописец, график Эдуард Кулиш уверен, что отречение от всего русского невозможно:

– Я думаю, что это происходит впервые, сложно найти какие-то аналогии. То, что это плохо – это однозначно. Определить сейчас, что есть только русское или даже европейское, сложно, то есть всё это взаимосвязано. Отрывать или чётко ограничивать, что русское, что не русское, я бы не стал. Ну невозможно жить отдельными такими категориями-островами. Должны как-то сближаться эти архипелаги. Вот подобные симпозиумы искусства, подобные встречи художников – это всегда объединение, в том числе на уровне художественных идей. Поэтому мы живём своим сообществом, но не отрешены от всего остального, понимая, что должны продолжать своё дело. Это наша миссия как художников, как музыкантов, то есть людей, которые говорят на другом языке – на языке эмоций, чувств… Конечно, есть язык и плакатный, но мы стараемся говорить по-другому.

Художник Дмитрий Трубин считает, что подобная позиция Запада может даже мотивировать искусство:

– Мы ко многому привыкли, мы пережили очень много потрясений, никто из художников не бросает кисть, то есть жизнь продолжается, искусство будет, оно никуда не денется. Вообще, искусство ведь искореняли многие как угодно, например, игнорированием. На самом деле даже гораздо лучше, когда искусство искореняют, нежели когда оно вообще не нужно, когда его как бы не замечают, когда к нему полное равнодушие. И от нынешней ситуации может быть определённый плюс, ведь для художника всякое потрясение есть вызов к действию.

IMG_20220429_151337.jpg

Художник, живописец, график, автор инсталляций из Москвы Анатолий Горяинов отмечает, что ситуация в международной политике сложная и запутанная.

– Люди многого не могут понять. Но здесь затрагивается другая проблема – проблема истории культуры и политики. Идёт смешение политических интересов и интересов культуры как таковых. Конечно, если взять историю мирового искусства, то история культуры и история политики где-то пересекались. Это моё субъективное мнение. И сегодня искусство разбивается на несколько лагерей, у каждого своя позиция. Но я с большим осуждением буду говорить о тех людях, которые будут призывать отказываться от культуры той или иной страны. Это большая человеческая глупость и ошибка. То, что сделано народами, всегда остаётся в памяти и в истории человечества. Искусство абсолютно ни в чём не виновно – оно чистое, искреннее, оно – суть правды. И тот, кто от него отказывается, совершает большую ошибку. Я хотел бы, чтобы люди творчества были вне политики.

Ольга НАГОРНАЯ



По теме