Отопительный сезон, коммунальные долги крымчан, состояние сетей и критика в СМИ: интервью с директором «Крымтеплокоммунэнерго»

Отопительный сезон, коммунальные долги крымчан, состояние сетей и критика в СМИ: интервью с директором «Крымтеплокоммунэнерго»

Фото: Михаил Гладчук
Крымская газета
Отопительный сезон, коммунальные долги крымчан, состояние сетей и критика в СМИ: интервью с директором «Крымтеплокоммунэнерго»
Пятница, 08 сентября - «Крымская газета».

Об опыте, полученном в администрации Джанкоя, подготовке к отопительному сезону и состоянии теплосетей нам рассказал генеральный директор ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» Эдуард Селиванов.

Недотягиваем до Москвы

– Эдуард Анатольевич, что заставило вас отказаться от должности главы администрации Джанкоя и занять пост директора «Крымтеплокоммунэнерго»?

– В нашей чиновнической судьбе может быть всё что угодно. Поэтому, когда определённые предложения поступают, сложно сказать нет. Руководителям виднее. К тому же опыт у меня был.

В 2015-2016 годах я работал заместителем директора джанкойского филиала «Крымтеплокоммунэнерго». Ещё раньше почти десять лет, с 2005 по 2015 год, курировал вопросы жилищно-коммунального хозяйства, когда был заместителем председателя Джанкойской райгосадминистрации. Отвечал за тепло-, водо-, электро- и газоснабжение – за всё, что связано с жизнеобеспечением. Поэтому мой переход в «Крымтеплокоммунэнерго» был логичным продолжением карьеры. Кардинальных изменений не произошло, так как имею инженерное образование. Меня жилищно-коммунальное хозяйство сопровождает практически всю сознательную жизнь.

– Когда приехали в Симферополь из Джанкоя, пригласили сюда свою команду?

– Нет, опираюсь на местные кадры, которые давно работают здесь. Конечно, есть у меня определённое видение по специалистам. В общем, как и у любого нового руководителя, который смотрит через призму своего опыта и мироощущения. Поэтому с кем-то получается находить общий язык, а к кому-то приходится применять управленческие рычаги, как в любом коллективе. А коллектив здесь большой, более четырёх тысяч человек. С ними надо выстраивать определённую коммуникацию. Это не в чистом виде управленческая деятельность, как было в администрации Джанкоя. Это производство, в любом случае есть свои нюансы. Объекты технически сложные, требуют внимательного подхода, так как потенциально опасные.

– Раз объекты потенциально опасные, значит, сотрудники котельных должны получать доплаты и льготы?

– Они все проходят определённую подготовку. Все положенные доплаты мы, конечно, выплачиваем. Но у нас отсутствует система премирования, в своё время перешли на оклады, в которые уже включены все надбавки. Но если на человека ложится дополнительная нагрузка либо он остаётся работать сверхурочно, всё это, конечно же, компенсируется в соответствии с законодательством. Мой принцип – ни в коем случае не нарушать справедливость. Мы ведь работаем в любое время дня и ночи, особенно с началом отопительного сезона. И после работы люди остаются устранять аварии на сетях. Это всё им компенсируется.

Недавно мы на 5% проиндексировали оклады. К тому же у наших сотрудников не самые маленькие зарплаты, даже если сравнивать с другими предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. У нас средний размер заработной платы составляет 35 тысяч рублей. Конечно, по этому показателю мы не можем сравниться с Москвой, хотя хотелось бы...

Тепло как товар

– Эдуард Анатольевич, лучшая оценка вашей работы – это, конечно же, своевременная оплата счетов за отопление...

– Бьёте в слабые места. Дебиторская задолженность очень большая, и более 90% приходится на долги населения. Есть около девяти тысяч лицевых счетов, по которым ни разу не было оплаты. Есть на 200-300 тысяч рублей задолженности у людей.

При этом мы единственное ресурсоснабжающее предприятие, которое не может приостановить предоставление услуги. Поэтому остаётся использовать меры принудительного взыскания в юридической плоскости. Предупреждаем людей, выставляем претензии. Если это не помогает, подаём в суд исковое заявление. Только за восемь месяцев текущего года в целом по предприятию в суды Крыма направлено заявлений о взыскании задолженности на сумму более 280 миллионов рублей. Из них вынесено решений в нашу пользу почти на 96 миллионов, остальные находятся на рассмотрении.

Меня всегда поражают неплательщики. В магазине же никто им не даёт бесплатно продукты. Наше тепло – это такой же товар. Мы покупаем газ, энергоносители, электроэнергию, воду, платим налоги. Мы должны заплатить сотрудникам. Откуда брать деньги? Я уже не говорю о развитии предприятия с технической точки зрения, ведь оборудование не молодеет, сети изношены на 65-80%.

– В Краснодарском крае тоже довольно высокий уровень износа коммуникаций. Для решения проблемы там будут ежегодно обновлять не менее 5% сетей. У вашего предприятия есть подобные планы?

– Нам около 10% сетей надо менять ежегодно, но фактически получается где-то от 2% до 3%. Средства, к сожалению, не позволяют. Глава Республики Крым Сергей Валерьевич Аксёнов, премьер-министр Юрий Михайлович Гоцанюк, министр ЖКХ Донец Сергей Олегович самым активным образом помогают в решении наших проблем. Приоритет был отдан в своё время сетям водоснабжения. Понятно, был вододефицит, большие утечки... Коллеги сейчас свои сети значительно обновили. Надеемся, что на тепловиков обратят такое же внимание. Возможно, на более качественном уровне будут решаться вопросы финансирования. Хотя мы очень много делаем и собственными силами.

Сегодня перед ремонтом дорог часто обновляют под ними сети. В Симферополе, например, на улицах Пролетарской, Кавказской, Караимской заменили все коммуникации. Можно ли сказать, что с ростом количества отремонтированных дорог увеличивается и число новых труб?

– Вы привели идеальный случай. Кстати, на улице Толстого тоже недавно уложили новый асфальт, а несколько лет назад там частично заменили трубы. Сработали на опережение.

Но часто бывает наоборот: сначала укладывают новый асфальт, а затем снимают его, чтобы поменять трубы... Когда я работал в администрации Джанкоя, особое внимание при благоустройстве дворов обращали на замену сетей. Перед началом работ я приглашал всех руководителей ресурсоснабжающих организаций на совещания, чтобы обсудить состояние коммуникаций.

Всё идёт по плану

– Сегодня строится много новых микрорайонов. Благодаря им у вас увеличивается число абонентов или они сразу переходят на автономное отопление?

– На сегодняшний день загрузка наших котельных составляет 45-50%. Были времена, когда многие абоненты, в том числе и промышленные предприятия, переходили на индивидуальное отопление. Но в последнее время нагрузка растёт, увеличивается количество абонентов, физических и юридических лиц. Предприятие обеспечивает теплом 4 352 многоквартирных дома, 180 школ, 151 детский сад и 99 больниц. В одних новых микрорайонах, как вы правильно говорите, дома имеют индивидуальное отопление в соответствии с проектом, а другие становятся потребителями наших услуг.

– Готов ли Крым к зиме?

– Всё идёт по плану. Подготовка к новому отопительному сезону началась сразу после окончания прошлого. У нас много проблем, но уверен, что до 1 октября мы будем готовы.

В настоящее время продолжаем работы по восстановлению рециркуляции горячего водоснабжения, так как люди жалуются на качество горячей воды. Были выделены средства, на которые мы закупили трубы, и в этом году в микрорайоне Пневматика на улице Балаклавской восстановили рециркуляцию в домах. Закольцевали трубы. Когда вода течёт по кругу, она быстро доставляется в квартиры, не теряя температуры. Мы провели эти работы более чем в 30 многоквартирных домах. Теперь управляющие компании должны выполнить определённые технические мероприятия.

– Справляются ли управляющие компании с обслуживанием сетей?

– Законодательство так распределяет зоны балансовой принадлежности сетей: всё, что до дома, – это наше, а всё, что внутри дома, – собственность жильцов. Поэтому стараемся с управляющими компаниями выстраивать партнёрские взаимоотношения. Когда-то получается, когда-то не очень. Порой наши специалисты внутренние сети домов знают не хуже, чем те, кто их обслуживает, поэтому помогаем им.

Подсказка в работе

– Отвечая на вопросы нашего блицопроса, вы сказали, что можете закрыть глаза на многое, кроме предательства. Часто ли вас предавали?

– Очень редко. Приходится постоянно быть начеку. Просто со временем понимаешь, что человек слаб и способен на предательство. Поэтому и находишься вечно в напряжении, постоянно за что-то переживаешь.

– А за то, что СМИ о вас плохо напишут, тоже переживаете?

– Абсолютно не переживаю. Знаете, жизненный опыт научил меня тому, что невозможно быть угодным всем подряд, по-этому если ты уверен в том, что делаешь всё правильно, честно и объективно, то делай. Сможешь ответить за результат. А со СМИ я всегда взаимодействовал позитивно, мне не попадались какие-то сумасшедшие хейтеры. Хороший корреспондент – человек многогранный, со своим видением проблем. Да, где-то критичным, но это подсказка тебе в работе.

– По поводу критики. Видела в социальных сетях, что ваши сотрудники жалуются на низкое качество поставляемых запчастей и рабочей одежды. Как вы это прокомментируете?

– Моя позиция очень простая и жёсткая: не принимать плохой товар. Если положено, что толщина стенки у задвижки должна быть восемь миллиметров, а не шесть, то брать только такие. Что касается спецодежды, мы закупаем только сертифицированную. Другое дело, что качество порой оставляет желать лучшего... Недавно мы вернули производителю на материк всю партию перчаток для сварщиков. Очень сложно, конечно, всё проконтролировать, но стараемся. Как говорят, вода камень точит. С 2021 года, когда я стал руководителем предприятия, в принципе, многие проблемы удалось решить.

– Сталкивается ли ваше предприятие с нехваткой рабочих рук? Как справляетесь с этой проблемой?

– Нам активно помогает Центр занятости, подбирают людей на открытые вакансии. Некоторые сотрудники работают на предприятии много лет. Коллектив больше возрастной, но есть и молодёжь.

На базе Академии строительства и архитектуры действует профильная кафедра (теплогазо-снабжения и вентиляции. – Ред.), которая готовит необходимых нам специалистов.

Кроме того, планируем провести на предприятии открытый урок для детей наших сотрудников. Думаю, это поможет им с выбором профессии.

– А что, на ваш взгляд, может повысить престиж рабочих профессий?

– Мы, конечно, не космическая отрасль, но тоже делаем очень нужное и важное дело. Мне кажется, это само по себе уже престижно. Наши сотрудники чувствуют ответственность, испытывают чувство гордости за свою работу, особенно в отопительный сезон. Редко, но бывают в наш адрес слова благодарности. Чаще, конечно, звучит критика из-за порывов на сетях теплоснабжения. В этой части мы не отличаемся от других коммунальных предприятий. А чтобы поднять престиж нашей профессии, нужно создавать положительный образ рабочего человека, как это было раньше.

блицопрос

– С чего начинается ваш день?

– С кофе.

– Опишите себя тремя словами.

– Системный, справедливый, надёжный.

– На какие чужие недостатки вы можете закрыть глаза?

– На всё, кроме предательства.

– Чего не терпите в людях?

– Я достаточно компромиссный человек, но бесит бескультурье. На работу и с работы хожу пешком через Гагаринский парк, и, мягко говоря, удивляет наша молодёжь своей нецензурной лексикой.

– Если бы основали свой бизнес, чем бы занимались?

– Бизнес не моя стихия.

– Где вы любите отдыхать?

– В Крыму на берегу моря, с супругой и внуками.

– Ваше любимое занятие?

– Спорт, но, к сожалению, на новой должности у меня совершенно нет времени. Раньше я увлекался игрой в мини-футбол, был в команде ветеранов.

– Если бы вам пришлось всю жизнь есть одно и то же блюдо, что бы это было?

– Рыба.

– Если бы вы выиграли в лотерею 10 миллионов, на что бы потратили?

– Однозначно часть денег отправил бы на нужды СВО, а часть – на решение семейных вопросов.

Ирина ГУЛИВАТАЯ



По теме