Скрыть Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
  • Главная
  • Реклама
  • О нас
  • Контакты
  • Журнал
  • О газете
  • Спецпроекты
Подписка
  • Лента
  • Нацпроекты
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Здоровье
  • Спорт
  • Персоны
  • Инфографика

Публикации

01 мая 2016 16:02
Татьяна Шевченко

Два праздника в один день

Как отмечали Пасху и Первомай в прошлом веке 
В этом году два таких разных, если не сказать противоположных, праздника – Пасха и Первомай – совпали и пришлись на один день. Впрочем, в истории страны такие совпадения встречались и раньше.
Советские первомайские открытки.

Пасхальные сезоны у моря 

В дореволюционный период Пасха относилась к числу важнейших православных праздников, повсеместно отмечавшихся с большим размахом. Помимо самой Пасхи, в число неприсутственных на службе (то есть нерабочих) дней входили четверг, пятница и суббота Страстной недели, а также вся Пасхальная неделя. Так что всего было 10 выходных дней. И многие в эти дни уезжали в Крым – по сути, с Пасхальной недели на полуострове и начинался курортный сезон. Самые смелые в это время уже отваживались купаться (ну или, скорее, окунаться) в море.

Дореволюционные пасхальные открытки.

Вот что писали газеты о пасхальном сезоне в Алупке в 1913 году: «Пасхальный сезон прошёл здесь блестяще. Был настолько большой съезд приезжих, что в двух местных гостиницах и во многих пансионах не оказалось свободных комнат. Бойко торговали рестораны, хорошо заработали автомобили, извозчики и пароходовладелец М. Говалло, недавно открывший своё сообщение катерами между Ялтой и Южнобережными курортами. Его пароходы брались буквально «с боя» публикой. Такого наплыва приезжих давно не запомнят местные старожилы. Погода все последние дни стоит прекрасная, тёплая. Купанье в Алупке ещё не началось, но уже купальное заведение Дубнера с морскими тёплыми ваннами открылось. Температура в море 8-12°. Находятся смельчаки, купающиеся и при такой температуре».

Так что Пасхальную неделю крымские торговцы и владельцы гостиниц всегда ждали с нетерпением – она и сама по себе сулила им немалую прибыль, а кроме того, руководствуясь принципом «спрос диктует предложение», они в эти дни нередко ещё и поднимали цены. И, кстати, за сто с лишним лет ничего особо не изменилось: непосредственно перед Пасхой дорожали яйца и домашняя птица, увеличивалась стоимость гостиничных номеров.

«Несмотря на то что Пасха в этом году поздняя, цены на яйца и прочие продукты стоят довольно высокие. Яйца продаются по 25-30 коп. за десяток, индейки от 3 до 5 рублей за штуку, гуси 2 р. 50 к. и дороже, куры 1 р. 40 к. за штуку», – писала ялтинская газета в 1911 году.

Советские первомайские открытки.

Маёвка с забастовкой 

Те, кто думает, что Первомай начали отмечать в России уже после революции, ошибаются – у этого красного дня календаря более давняя история. Другое дело, что в советское время он приобрёл статус государственного праздника – выходной, демонстрация трудящихся, народные гулянья. А до революции рабочие заводов и фабрик любили 1 мая устраивать забастовки – в общем, тоже выходной себе делали. Правда, тогда такие выходные грозили последующим увольнением или штрафом. А знаменитый ялтинский градоначальник генерал Думбадзе, любивший в случае чего сразу выгонять всех из города, попросту высылал бастующих из Ялты. Правда, потом прощал. 30 мая 1907 года местная пресса писала: «В присутствии 
войск и генерала Думбадзе состоялось торжественное освящение знамени «Cоюза русского народа». По случаю торжества Думбадзе амнистировал рабочих, высланных за первомайскую забастовку».

1 мая до революции устраивали не только забастовки, но и народные гулянья. Правда, у таких гуляний тоже был политический подтекст, поэтому власти пытались их запрещать или, по крайней мере, как-то контролировать.

Первомайская демонстрация в Севастополе. 1937 г. Фото: svvmiu.ru

«С незапамятных времён в Симферополе установился интересный обычай – встречать 1 мая утренним народным гуляньем в городском саду, с оркестром музыки. Обычай этот не нарушался администрацией до последнего времени, и только последние два года по распоряжению бывшего вице-губернатора Масальскаго было запрещено устраивать утреннее гулянье. Надо полагать, что теперь администрация не встретит препятствий к устройству гулянья, если о нём не позабыло городское управление», – писали газеты в 1913 году.

Новый быт против старого 

Положение Пасхи и Первомая кардинально изменилось после Октябрьской революции. Новое правительство приняло декрет «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и расписании рабочего времени». В нём был определён перечень праздничных (нерабочих) дней, в том числе День рабочих (1 мая). Пасха также осталась в календаре в качестве праздничного (нерабочего) дня, однако продолжительность Пасхальной недели была существенно уменьшена: выходными объявлялись пятница и суббота Страстной недели, а также понедельник и вторник Пасхальной недели.

Дореволюционные пасхальные открытки.

Позднее, из-за того, что Пасха и Первомай периодически совпадали, между религиозным и рабочим праздником развернулась борьба, инициированная властями. Одновременно это была борьба нового быта со старым. Она особенно усиливалась, когда Пасха выпадала на Первомай. Одно из первых таких совпадений произошло в 1921 году. И власти сделали всё возможное, чтобы привлечь население к участию именно в пролетарском празднике. Рабочим-ударникам, помимо специального пайка, выдавалось дополнительно по четверти фунта постного масла, сахара и – курящим – табака. В городах проводились военные парады, демонстрации трудящихся, торжественные митинги, устраивались народные гулянья. В 1932 году Первомай и Пасха вновь пришлись на один день. На этот раз антирелигиозная пропаганда носила уже открытый характер. В некоторых городах к 1 Мая решили разобрать православные храмы. А в ночь с 30 апреля на 1 мая (то есть как раз тогда, когда должна идти пасхальная служба в церкви) проводились общегородские общекомсомольские антирелигиозные карнавалы. Так в 1930‑х Первомай вытеснил Пасху из числа официальных праздников. И даже колокольный звон в церквях на Пасху был запрещён.

Теги №19839 29.04.2016 Ретрокалендарь
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Новость от читателя

Спецпроекты

«газета» в соц. сетях

Крымская газета

Архив выпусков

Скачать номер

×

Наши информационные партнеры

Мнение эксперта

Отправить новость

  • Лента
  • Нацпроекты
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Здоровье
  • Спорт
  • Персоны
  • Инфографика
  • Главная
  • Реклама
  • О нас
  • Контакты
  • Журнал
  • О газете
  • Спецпроекты

© 2000-2019 16+ Сайт зарегистрирован в Роскомнадзоре в качестве сетевого издания 27.01.2017. Номер свидетельства - ЭЛ № ФС 77 - 68430.
Учредитель: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Редакция газеты "Крымская газета". Главный редактор: Волконская Мария Юрьевна.
Адрес редакции: 295011, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Козлова, д. 45А. Телефон редакции: 8 (3652) 51 88 46, +7(978) 20 790 81. Электронная почта: info@gazetacrimea.ru

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте gazetacrimea.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат ГБУ РК "Редакция газеты "Крымская газета". Другие издания могут использовать материалы "Крымской газеты" при условии обязательной ссылки на первоисточник в виде упоминания издания "Крымская газета" в тексте материала с гипер-ссылкой на страницу-первоисточник