«Агрессивная» тактика, выбор дирижёрской палочки, казусы на концерте: будни дирижёра симфонического оркестра

«Агрессивная» тактика, выбор дирижёрской палочки, казусы на концерте: будни дирижёра симфонического оркестра

Фото: архив героя публикации
Крымская газета
«Агрессивная» тактика, выбор дирижёрской палочки, казусы на концерте: будни дирижёра симфонического оркестра
Воскресенье, 15 октября - «Крымская газета».

От взмаха его руки зависит слаженность коллектива из ста человек. Художественный руководитель и главный дирижёр Крымского академического симфонического оркестра Александр Долинский рассказал нам о том, как управляет артистами, зачем ему 20 палочек и какие курьёзы происходили во время выступлений.

Авторитарный дипломат

– Может, этот вопрос прозвучит несколько наивно, но зачем нужен дирижёр, если музыканты и так знают, что играть?

– В том-то и дело, что не знают (смеётся. – Ред.). Задача дирижёра, изучившего все партии, объединить одной идеей 80-100 артистов, затем вдохновить и обеспечить ансамблевое художественное исполнение.

– Иногда можно услышать утверждение, что дирижёру приходится быть диктатором, чтобы справляться с оркестром...

– Диктатором, отцом и матерью. В любых творческих коллективах, особенно в симфонических и оперных оркестрах, работают образованные, талантливые и эмоциональные артисты. Чтобы управлять ими, приходится проявлять некую авторитарность, при этом оставаясь дипломатичным, концентрируя в себе творческую волю всего коллектива.

– Дирижёр Юрий Симонов запомнился эксцентричностью, Дзофева Олефировича окрестили танцующим дирижёром, а на пальце Ниязи всегда сверкал большой перстень... По какой особенности можно узнать вас?

– Меня можно отнести к типу эмоционального, даже в некоторой степени экспрессивного дирижёра с «агрессивной» тактикой, которая проявляется во всём: телодвижениях, мимике и жестах. Есть артисты, которые дирижируют и даже не потеют. Я таких не понимаю. Для меня важно вдохновить и зарядить как оркестр, так и публику. Это колоссальный труд.

УЧИЛИ НА СОВЕСТЬ

– Кто был у вас примером для подражания в начале карьеры?

– В своё время был под большим влиянием артистичного и эмоционального дирижёра Стефана Турчака, моего замечательного педагога Романа Кофмана, руководившего Берлинским симфоническим оркестром.

Надо отметить, советская школа дирижирования самая мощная в мире. Таковой её делают величайшие, гениальные дирижёры Евгений Светланов, Кирилл Кондрашин, Евгений Мравинский, Геннадий Рождественский и т. д. Я ведь могу по постановке рук зарубежного дирижёра определить, по какой системе он учился – советской или своей. Наши дирижируют более эстетично и красиво, у нас сильно развита мануальная техника, естественная постановка рук.

– Российская школа держит планку, заданную советской?

– Нет. Советское образование великолепное. Его бы беречь. А общемировой тенденцией становятся всевозможные варианты упрощения и сокращения программы, неоправданные и губительные для профессии дирижёра. Ранее только как выпускник консерватории ты имел право осваивать специальность дирижирования, по которой обучался ещё четыре года! К этой профессии идут годами и учатся всю жизнь! Сегодня вошло в моду получать образование на мастер-классах и со справкой о прослушанном годовом курсе претендовать на должность дирижёра. В результате выпускается «дирижёр-полуфабрикат», которого оркестр со временем «уничтожает». Количество дирижёров увеличивается, а качество работы снижается.

– Почему большинство дирижёров – мужчины?

– Мне встречались талантливые, иногда молодые женщины-дирижёры, профессионализм которых я высоко оценивал. Но всё же остаюсь сторонником того, что тяжёлая рабочая профессия и роль диктатора подходят больше мужчинам.

Казус на концерте

– Случались ли казусы на концертах и репетициях оркестра?

– Однажды произошёл казус на концерте: у артистов оркестра были ноты одного произведения, а у меня на пульте оказались ноты другого. Я начинаю дирижировать, как вдруг осознаю, что звучит совершенно другая композиция. Пришлось искать свою партитуру, пока оркестр уже во-всю разыгрывался.

– Можно ли по палочке охарактеризовать личность дирижёра?

– Как правило, мы выбираем палочку по весу, длине и форме ручки. У меня собралась коллекция из 20 палочек, которые я подбирал в разных частях мира. Репетиции я провожу с самой удобной – толстой и длинной. Она позволяет иногда стучать по пульту, чтобы успокоить оркестр, и помогает протестировать темпоритм. Выбор палочки для концертов определяется характером произведения. Например, если симфония драматичная или трагичная, мне нужна палочка посерьёзнее и покрупнее. Моя публика часто замечает, что медленную и тихую музыку я дирижирую без палочки.

– Значит, вы были в разных частях мира. В каких странах выступали?

– Ранее я был главным дирижёром Донецкого академического симфонического оркестра имени Сергея Прокофьева. Он считался одним из самых выездных и гастролирующих в Украине. В то время я объездил всю Европу, узнал Италию и Испанию лучше, чем Донецкую область. Отправлялся в Японию, Испанию, Францию, Германию, Голландию, несколько раз был в Аргентине, не менее десяти раз – в Южной Корее.

– Где самая благодарная публика?

– В Германии и Голландии больше ценится симфоническая музыка, а вот в Италии больше любят оперу. Франция, Италия и Япония склонны к вокальной музыке.

– Почему на концертах руководитель пожимает руку первой скрипке?

– К сожалению, я не могу пожать руку всему оркестру, ведь это займёт очень много времени. Поэтому приветствую оркестр, пожимая руку первой скрипке, под которой подразумевается концертмейстер. Он взмахнёт смычком, и зазвучит музыка.

БЕЗ ВЫХОДНЫХ

– Как вы готовитесь к концерту?

– Дирижёр должен понимать, чего хочет от оркестра. Для этого требуется доскональное знание произведения и всех партий. После того как я убедился, что хорошо составил партитуру, приступаю к репетиционному процессу с оркестром. На изучение одной программы отводится до двух недель, это зависит от сложности.

Так как являюсь художественным руководителем симфонического оркестра, на мои плечи возлагается ответственность за всё: от репертуарной политики и поиска кадров до концертной деятельности и рекламы. У меня практически нет выходных, как и возможности отдохнуть в нерабочее время. Вот сегодня я занимаюсь составлением абонементного сезона на весь год. Затем я обеспечу каждую программу репертуаром и передам в концертный отдел.

В коллективе есть ещё один дирижёр, который занимается составлением репертуара детского и юношеского абонементов. А я, в свою очередь, утверждаю его видение или корректирую.

– Какие плюсы и минусы можете отметить в профессии?

– Мне трудно говорить о её минусах, я выбрал профессию сознательно. Это достаточно нервная и ответственная работа – держать в ежовых рукавицах коллектив с сотней артистов. Руководство требует моральных и физических усилий. В самом дирижировании никаких минусов нет.

Диана МАСЛОВА



По теме